Волею судьбы мне часто приходится проезжать мимо села Оленье на волгоградской трассе. Признаюсь, я всегда с грустью замечаю в тени деревьев местный магазин. Это уже даже не предприятие торговли ― магазин давно закрыт, витрины разбиты, а внутри, как правило, восседает, как в кафе, некий народ с бутылкой. «Гибнет Русь!» ― думается тогда шаблонная фраза. И вспоминаются многочисленные статьи маститых журналистов о том, как вымирают деревни, как разъезжается молодежь и спиваются поколение за поколением.
Но это в деревне. А в городах, казалось бы, совсем иная ситуация. Увы! И здесь картина не радует. В Камышине, например, мы как-то слишком быстро привыкли к тому, что в «бухте», в центре города, закрыты сразу три магазина. Бывшие «Перекресток», «Комфорт» и «Мясопродукты» «взирают» на улицу пыльными и пустыми витринами. Люди идут мимо, товаров нет, рабочих мест нет, круговорота денег, который так остро необходим в век бизнеса, тоже нет. И, что самое грустное, не видно света в конце тоннеля.
В беседах с частными предпринимателями узнаешь, что покупательская способность камышан оставляет желать лучшего. «Что вы все спрашиваете, кто и что может купить? ― несколько даже с напором озадачила меня вопросом хозяйка одного из магазинчиков, расположенных на перекрестке улиц Базарова и Пролетарской в торговом доме. ― Практически никто ничего не покупает! У камышан нет денег! И моя торговля стоит на месте!»
Что же ожидать в будущем? Что точно также, как в Оленьем, скоро разобьют витрины и внутри засядет пьяная компания? Ну, этого, конечно, наша полиция не допустит. Но где же искать решение проблемы в глобальном смысле? Как завести механизм «круговорота денежной массы», чтобы и магазины были открыты, и люди в них нашли работу, и городская казна получила деньги.
Можно, конечно, много написать на тему того, как желательно поддержать частный бизнес, но что толку? Мы 21 год после распада СССР живем в условиях рыночных отношений, но так, видимо, ни к чему и не пришли. Последние десять лет администрация Камышина делает упор на словосочетании «Камышин — город промышленников и предпринимателей». А на деле, если говорить о решении проблем, администрация кивает на частника, а частник — на администрацию. Глава города рассказывает о стабильно развивающемся городе, но три пустующих магазина в центре 118-тысячного Камышина этих слов не подтверждают. Наоборот, видна несколько иная картина упадка и почти деревенской разрухи.