Как часто в коридорах администрации горожанам, пришедшим решить свои проблемы, приходится слышать: это может сделать ваш депутат, обратитесь к вашему депутату... Резонно поинтересоваться: что же может депутат местного законодательного собрания? Это, действительно, реальная сила? Или, скорее, человек, избранный защищать общегородские интересы на заседаниях думы, а не отвечать за то, что городская власть наобещала избирателям именно его округа. Ведь многие вопросы, касающиеся строительства дорог и открытия детских садов, вовсе не входят в компетенцию депутата. Озвучить их, требовать решения, писать письма во все инстанции — это в его власти. Но осилить проект, построить, открыть — на подобные действия у него нет ни полномочий, ни средств.
Немного истории
Камышинская городская дума, как орган городского самоуправления, создана в городе в конце XVIII века (точная дата не установлена). В 1870 году по образу и подобию земской реформы 1864 года была осуществлена и городская реформа. В соответствии с принятым Городовым положением создавались всесословные городские думы. В них заседали «гласные». Институт гласных был введён в городах в 1785 году "Жалованной грамотой городам", а по Земской реформе 1864 года — в губернских и уездных земствах. Гласный, разумеется, от «имеющий право голоса».
Перед думой и гласными стояли хозяйственные вопросы: благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и т. п. Дума избиралась на 4 года, а ее членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных.
О том, чем занимались камышинские гласные, можно рассказывать много и долго. Но, пожалуй, одной из самых известных думских эпопей стало строительство в конце XIX века Бородинского моста и водопровода. В 1892 году акционерное общество "Рязано-Уральская железная дорога" обратилось к “обществу города Камышина” с предложением провести в город железную дорогу, для чего требовалось провести отчуждение городской земли. РУЖД предложила свой проект, а Городская дума — свой. После долгих переговоров в июне 1895 года председатель правления РУЖД сообщал саратовскому губернатору князю Мещерскому: “Милостивый государь, князь Борис Борисович, имею честь известить Ваше Сиятельство, что Камышинская Городская Дума в своём заседании от 3 мая сего года, приняла предложение правления о постройке моста и водопровода для города, взамен согласия на строительство железной дороги”.
А годом ранее состоялось историческое заседание думы по вопросу отчуждения земель. Комиссия гласных, которую представляли промышленники и предприниматели И. П. Шемякин, В. Н. Ткаченко, А. Г. Докучаев, А. Д. Алабушев и другие, заключила договор, согласно которому за отведенную землю Акционерное общество РУЖД построило в Камышине железнодорожную станцию с вокзалом, депо с поворотным кругом, элеватор емкостью 500 000 пудов, нефтесклад, нефтяную, хлебную, лесную, рыбную и соляную пристани с подъемниками, тоннелями, шахтами и подвесными вагонетками, а также клуб, в котором размещались библиотека и народный театр. В полном соответствии с договором в 1896 году РУЖД построило мост (впоследствии названный Бородинским), а в 1898 году — городской водопровод. Словом, думцы того времени знали, как и о чем договариваться для блага города.
Что имеем сегодня?
В настоящее время в Камышине работает городская Дума V-го созыва. Она была избрана 11 октября 2009 года. Срок полномочий Думы, как и в старину, — 4 года. Депутатов в Думе 25 человек, которые разбиты на 9 комиссий. Для обеспечения деятельности Камышинской городской думы в структуре создана организационно-правовая служба. Необходимо отметить, что, кроме председателя думы и его заместителя, все остальные депутаты трудятся на неосвобожденной основе, то есть они работают по основному месту работу и не получают зарплаты из бюджета. Их труд — это гласное законодательное служение городу и интересам горожан.
Что же они могут? Камышинская городская Дума возлагает на своих депутатов на срок их полномочий курирование, рассмотрение и подготовку вопросов, относящихся к ведению городской Думы. А в компетенции гордумы согласно статьи 27 Устава г. Камышина находятся ни много ни мало 20 вопросов. Все мы, пожалуй, обозначать не будем, но главные назовем: принятие Устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений; осуществление права законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации; принятие предусмотренных законодательством решений, связанных с изменением границ городского округа, а также с преобразованием городского округа; принятие решения о проведении местного референдума; назначение в соответствии с настоящим Уставом публичных слушаний и опросов граждан, а также определение порядка их проведения; утверждение бюджета городского округа на очередной финансовый год и отчета об его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сбора и т. д.
Словом, депутат весьма ограничен в своих возможностях. По сути, он может лишь предлагать и голосовать. Услышат его или нет — это на совести исполнительной власти в лице главы города и администрации. Впрочем, есть ведь еще работа с избирателями, недаром в думских отчетах делается упор на то, что работа проводится по двум направлениям: в городской думе и на избирательных округах.
А людям что?
На исполнение наказов избирателей каждый депутат из бюджета города получает 400 тысяч рублей. Важно отметить, что не на руки, как некую сумму наличных, а на бумаге, ибо все эти деньги до копейки он обязан отправить на нужды избирателей. В отчете за 2010 года читаем о том, что по инициативе депутатов городской умы А. В. Белова, И. И. Иванова, В. М. Константинова, Д. Г. Крикунова, И. В. Скрипкина, А. В. Фадичева выделены средства на строительство Аллеи Героев. Депутаты В. П. Балакшин, И. Л. Волков, В. М. Константинов, Н. Е. Малыгин, Э. А. Пелепенко, А. Н. Хаценко, С. А. Шацков, Н. Г. Щеголев участвовали в финансировании издания альбома картин, гравюр и рисунков художника Павла Бутяева.
По предложению депутатов В. П. Балакшина, В. А. Бударина, В. В. Соловьева, Э. А. Пелипенко, С. А. Шацкова направлены средства на ремонт и обновление спортивного зала в ДК «Текстильщик». В настоящее время в спортивном зале занимаются дети в отделении дзюдо ДЮСШ № 5, ветераны волейбола, группа общей физической подготовки, всего около 200 человек.
По предложениям депутатов В. А. Бударина, С. Г. Криулиной, А. В. Фадичева, В. В. Соловьева были оборудованы спортивные площадки в 5 микрорайоне (дома 3«А» – 3«Г»), 3 микрорайоне (дома 1, 2, 4, 5), на Южном городке (дома 16, 20, 22), на ул. Гагарина (дом 157). По инициативе депутата Н. Е. Малыгина был установлен детский игровой комплекс по адресу Площадь Павших борцов, д.7, 9.
В рамках исполнения наказов избирателей депутаты М. А. Колосов, Д. Г. Крикунов, Н. С. Стойловская выделили средства на благоустройство дворовых территорий в виде установки малых архитектурных форм. Депутат И. В. Скрипкин направил средства на ограждение территории школы № 16. Депутаты А. А. Волков, Н. А. Хаценко выделили средства на приобретение в МУЗ «ЦГБ» медицинского оборудования.
При участии депутатов И. Н. Капустина, М. И. Костромитина, Ю. В. Макарова, С. А. Шацкова, С. Ф. Шелеповой, Н. Г. Щеголева был осуществлен ремонт фасада детского инфекционного отделения МУЗ «Детская городская больница». Депутат С. А. Шацков принял активное участие в организации оснащения канализационными сетями поселка Силикатный.
По предложениям депутатов в рамках утвержденного бюджета на 2010 год предусмотрены и освоены средства на установку 55 детских и спортивных площадок на сумму 4 млн. руб., дополнительно выделены бюджетные средства 21 учреждению образования, 3 учреждениям здравоохранения, учреждению культуры и спортивному учреждению.
Хотелось бы, да как реализовать...
Итак, возвратимся к началу: что же могут современные гласные? Провести прием на своем избирательном участке и собрать наказы горожан. Далее попытаться «пробить» (к сожалению, с царских и советских времен денег на всё не хватает!) эти наказы в администрации города. И, наконец, плодотворно работать в думских комиссиях и на заседаниях в рамках своих полномочий и компетенции думы. Не так уж много, если разобраться, но и не так уж мало. Однако построить дорогу, открыть детский сад или отменить пресловутое постановление по оплате электроэнергии, потребленное на общедомовые нужды, они не в силах. Только опять-таки выступить с законодательной инициативой.
Депутат — далеко не так всемогущ, как это зачастую под эйфорией описывалось во времена перехода к демократии. Он действительно является первым лицом местного законодательного собрания на своем округе, к которому может обратиться его избиратель. Но зачастую всех его писем и обращений не хватает на то, чтобы проблема была решена. К тому же, как и повсеместно в России, в местной думе больше склонны помогать депутатам, мягко скажем, не «ершистым» — тем, кто спорит меньше, а поддерживает власть больше. Может быть, именно поэтому обсуждения на думе вошли в ранг «редких явлений», число выступающих на острые темы сократилось до двух-трех и скоро уже дойдет до 100 % показатель вопросов, за которые депутаты проголосовали «за». Наверное, пришло время равняться на дела предков и становиться гласными, когда городская власть так любит «негласных».