Если посмотреть на уровень общения местных газет с рядовыми камышанами, то покажется, что зачастую их «держат» для обсуждения тем на уровне «песочницы». Будто кроме подметания улиц и цены на хлеб им ничего не интересно. Мы решили восполнить этот пробел и в «открытой студии» поговорить на самые серьезные темы — о мировом кризисе, приоритетах правительства в экономике, бюджетной политике города. Причем провести этот диалог без игры в «поддавки». Предлагаем читателям присоединяться к дискуссии, которая имеет смысл только при наличии «обратной связи». Представляем собеседника — финансовый директор Финансовой компании «GLASS», профессиональный экономист и просто интересный человек — Олег Жерносек.
— Олег Анатольевич, недавно в интервью НТВ председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил: он не может сбрасывать со счетов позиции видных международных обозревателей и экономистов о том, что мы на пороге нового кризиса, входим в рецессию, и специалисты даже не могут спрогнозировать, в какой валюте населению лучше хранить сбережения. Вы профессионально отслеживаете тенденции в отечественной экономике. Что можете сказать о ситуации в масштабах страны?
— Начнем с того, что сегодня не все в порядке в мировой экономике. Мы знаем о долговых проблемах стран Европы — таких, как Греция, Португалия, Испания. Буквально на днях международное рейтинговое Агентство S&P понизило кредитный рейтинг Италии. Европа оказалась на пороге череды дефолтов. Критики во весь голос заявляют, что изначально создание зоны евро было обречено на провал. При неблагоприятном стечении обстоятельств Евросоюз может развалиться, а евро как валюта Союза потеряет свой статус и значимость.
Первая экономика мира — США также обременена огромным денежным долгом, порядка 15-ти триллионов долларов. События с долгами Америки развиваются по сценарию классической пирамиды. Для того, чтобы вовремя погасить очередную порцию долгов, правительство США занимает у Федеральной Резервной системы США и на внешних рынках. Крупнейшими держателями долговых обязательств США являются Китай, Япония и Россия.
Когда рухнет «пирамида» — не знает никто. И рухнет ли вообще. Во всяком случае, ни одно государство мира в этом не заинтересовано.
Что предпримут сами американцы, покажет история. С одной стороны, нужно экономить, но тогда как быть с ростом ВВП? Без стимулирующих мер в экономике, в том числе в госзаказе, рассчитывать на рост не приходится, а без этого роста под еще большим сомнением оказывается обслуживание внешнего долга США. Увеличение налогов также может сказаться на экономической активности американских предприятий. Некоторые аналитики предрекают американской экономике серьезную инфляцию, обесценивание доллара.
Теперь давайте вернемся к Вашему вопросу о «новом» кризисе. Думаю, что кризис и не заканчивался. За счет стимулирующих мер и денежной накачки ведущие экономики мира спасли массу своих компаний и банков от разорения. При этом сами оказались «по уши» в долгах. В каком направлении теперь будет развиваться кризис, не спрогнозирует ни один аналитик.
Что касается России, то за последние 20 лет она достаточно глубоко интегрировалась в мировой экономический процесс. Жаль только, в мировом разделении труда нам с каждым годом все настойчивее отводится роль сырьевого и энергетического «придатка» ведущих экономик мира.
Помнится, перед началом кризиса 2008 года наши экономисты называли Россию «тихой гаванью» и говорили, что бури на экономическом пространстве мира нам не страшны. Еще как страшны! В результате исследований о влиянии мирового экономического кризиса 2008 года на экономики разных стран было установлено — Россия оказалась в числе наиболее пострадавших! Не вызывает сомнений, что в случае развития нового витка кризиса российский рубль ждет стремительное падение вслед за падением стоимости нефти. С 8 августа 2011 года, с момента снижения кредитного рейтинга США , по сегодняшний день рубль упал по отношению к евро на 10,2 процента, по отношению к доллару — на 17,8 процента.
Так что вопрос, в чем хранить свои сбережения, действительно более чем актуален. Наверное, лучше хранить их во всех трех валютах, примерно в равных долях. Ну, а кому есть на что потратить свои сбережения — на улучшение жилищных условий, автомобиль, ценные вещи и т. д. — знайте, что такие приобретения тоже являются способом защиты капитала от обесценивания.
— А как Вам видится экономическая ситуация в Камышине? Какие финансовые потоки формируют «имидж» городского бюджета? Как, на Ваш взгляд, складывается нынешний финансовый год для города, каких просчетов можно было избежать?
— Сразу скажу, что с экономической ситуацией в Камышине я знаком только по официально обнародованным документам. Однако рискну предположить: трудностей с наполняемостью городского бюджета в 2011 году не может не быть. Прежде всего, в части, касающейся поступления подоходного налога физических лиц, а также средств от сдачи в аренду и реализации муниципального имущества и земель.
В ситуации нельзя винить администрацию города. Это общая тенденция в России. Для уменьшения дефицита Пенсионного Фонда правительство в 2011 году ввело новые ставки социального налога. Они больно ударили по предприятиям малого и среднего бизнеса, предпринимателям. Прибавьте сюда новые акцизы на ГСМ, ежегодный рост тарифов естественных монополий. Все это отнюдь не способствует росту деловой активности, а многие предприятия и вовсе оказались поставленными на грань выживания. В таком положении ряд фирм Камышина вынуждены были вернуться к практике «черных» зарплат, пойти на сокращение работников, остановку производств. Кто-то не избежал процедуры банкротства.
Все это заметно по статистике рынка труда в Камышине.
Будем считать, доходы обсудили. Что касается расходов, то бюджеты всех уровней, бюджет Камышина в том числе, сейчас испытывают предвыборную нагрузку. Обещано, к примеру, существенно увеличить зарплату педагогов. Думаю, «политические» нагрузки скажутся и на других важных статьях расходов бюджета — медицине, благоустройстве, ЖКХ.
— Но Ваша компания достаточно надежно утвердила себя на местном и региональном рынке. Чему она обязана таким положением — диверсификации внутренней экономики? И что вообще может означать этот модный нынче термин применительно к другим игрокам отечественных рынков?
— Да, группа наших компаний имеет разные направления — финансовый рынок, инвестиции, строительство. Если рассматривать реальный сектор экономики, то есть строительство, то ситуация и у нас довольно сложная. По отношению к пиковому для строителей 2008 году, в 2010 году мы произвели товарной продукции на 68,7 % меньше, а с учетом реализованных объектов недвижимости наша выручка оказалась меньше на 72,2 %.
Ситуация 2011 года во многом похожа на предыдущий год. Прогнозируем падение производства по итогам года примерно на 10 % и рост выручки за счет роста реализации объектов завершенного строительства на 10-15%.
Строительство — это флагман развития любого города. Но сейчас в Камышине ситуацию в этой отрасли можно охарактеризовать скорее как удручающую. Почти никто ничего не строит. Несколько строительных организаций вплотную подошли к банкротству (это сказалось и на городском бюджете). Поэтому мы тоже были вынуждены провести в конце 2010 года масштабные сокращения на ООО «Престиж АМ» (ЖБИ-8) Видимо, не избежать новых сокращений в управлении механизированных работ (ООО «УМР»).
Так что если бы группа наших компаний занималась только строительством, нам вряд ли можно было позавидовать.
Но изначально, так сказать исторически, мы работали на фондовых рынках. Активные операции позволили сохранить наши средства от обесценивания, привлечь более дешевые (правда, и более «короткие») деньги по сравнению с банковскими и выполнить намеченные программы по строительству.
Опыт новых кризисных лет показал, что только серьезная команда профессионалов способна сохранить предприятие на плаву. К счастью, мы имеем уникальных не только по камышинским меркам специалистов, и это позволяет выживать несмотря на то, что с 2008 года рынки практически постоянно лихорадит.
— А как выглядит сегодня местный рынок жилья? Чего не хватает для эффективной реализации программы ипотеки?
— По моему мнению, рынок жилья находится в состоянии стагнации. Как ни парадоксально, цены на новое жилье сегодня практически те же, что и на старое. Но по ряду причин покупатели нередко делают свой выбор в пользу старого жилья. Прежде всего из-за небольших площадей старого фонда (отсюда — низкая цена объектов недвижимости) и возможности сразу въехать в квартиру без ремонта (как правило, новое жилье предлагается с «черновой» отделкой). Видимо, пока в Камышине не проступила во всей остроте проблема, связанная с перспективами содержания старого жилья: изношенные сети и т. п.
Из сданных за последний год в городе новостроек назову дом «Отделстроя» на улице Ленина, наш коттеджный поселок на улице Металлургов. Коттеджные поселки — это жилье другого уровня. Мы, к примеру, когда принимали решение по своему проекту, кризиса не ждали. Он, безусловно, внес невеселые коррективы в покупательскую способность горожан Но треть квартир в таунхаусах уже продана. Сейчас мы заложили и сдадим во втором квартале 2012 года многоквартирный дом на улице Некрасова, 19 «К». Он будет состоять из одно- и двухкомнатных малогабаритных квартир. Можно сказать, это больше социальное жилье.
Почему не реализуется ипотека? Из-за общего настороженно-нервозного состояния заемщиков. Чтобы выплачивать ипотеку, нужна уверенность в завтрашнем дне, стабильная работа и зарплата. А такой уверенности у населения нет. При этом я бы считал нынешние цены на жилье оптимальными. Ниже сегодняшних 23-25 тысяч за «квадрат» им падать некуда, и они уже никогда не упадут. Потому что и без того раскрученная спираль инфляции вынуждает застройщиков продавать свои квадратные метры в пределах себестоимости. Ведь цемент, транспорт, энергоресурсы — все дорожает.
Как ни «экстравагантно» это прозвучит, но я бы считал наступившее время «застоя» на рынке жилья — весьма удобным для его покупки.
Ипотечные кредиты по разным схемам сегодня можно взять в Сбербанке под 8-11 процентов годовых. Это, конечно, выше, чем в развитых странах. Но банки трудно упрекнуть в своеволии. Официальная инфляция в России — 7-8 процентов в год. А реальная, судя по продуктам, жизненно важным услугам, — существенно выше. Поэтому позиции банков адекватны «вызовам времени», и ставки по ипотеке будут только расти.
Я бы пожелал тем, кто рассматривает вариант взять ипотечный кредит или не рисковать, чтобы победила решимость. Но здесь я абсолютно не имею в виду покупку квартиры как вложение, которое принесет прибыль! Речь о тех, кто выбирает между состоянием «существовать дальше в съемной комнате и смотреть на нормальную жизнь из окна», и теми, кто готов начать полноценно жить, пусть и «заложив» свой «угол» банку.
Просто хочу еще раз объяснить: дешевле ставок по ипотеке в обозримом будущем не вижу.
Продолжение следует... На будущей неделе мы поговорим в «открытой студии» с Олегом Жерносеком о том, почему в Камышине застройщики отказываются от земельных участков и «уводят» свой бизнес в соседние города, почему третий город региона не представил на Инвестиционном форуме в Сочи ни одного проекта, сложно ли «менять ориентацию» современному бизнесу, «грозит» ли Камышину «статус» города пенсионеров, обсудим еще ряд интересных проблем. «Не переключайтесь!».