новости объявления работа бизнес форум погода тв программа о городе фото
 

Городские новости. Информация о городе Камышине

Здоровье. Новости здравоохранения города Камышина

Информация и объявления о новых службах, сервисах или событиях в Камышине

Криминал. Криминальные новости города Камышина, происшествия, криминальная хроника

Культура. Культурные новости города Камышина. Новости культуры

Общество. Общественные новости города Камышина. Новости социальной жизни города

Политика. Политические новости города Камышина. Новости политики

Спорт. Спортивные новости города Камышина. Новости спорта

Экономика. Экономические новости города Камышина. Новости экономики


Реклама
 
 

Архитектор, строитель храмов Федор Афуксениди: «В городе Камышине в настоящее время подходит к завершению реконструкция Свято-Никольского кафедрального собора»



Дата: 07.04.2011

Источник: http://infokam.su/n3909.html


Архитектор, строитель храмов Федор Афуксениди: «В городе Камышине в настоящее время подходит к завершению реконструкция Свято-Никольского кафедрального собора»

Источник: http://www.rusiz.ru/journals/ikonopis/CTU25.

О художнике больше всего могут рассказать его картины, об архитекторе — спроектированные им здания. Представляем вашему вниманию беседу с Федором Ивановичем Афуксениди — архитектором, автором проектов более, чем сорока храмов, возведенных в разных краях нашей Родины. Среди них есть уникальные работы: стеклянная часовня, возведенная в аэропорту г. Сочи; храмы, приспособленные к сейсмически-опасным горным условиям, а также отреставрированные старинные церкви. Проектированием храмов Федор Иванович занимается с 1991 года, награжден орденом Сергия Радонежского 3-й степени. В 2000 году на всероссийском архитектурном фестивале «Зодчество» диплом 3-й степени получила часовня Успения Пресвятой Богородицы г. Сочи, спроектированная Ф. И. Афуксениди — памятник в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Она же была признана лучшей постройкой года в Сочи в 1999 году.                               

— Как правильно принять решение: в каком стиле возводить храм?

— Это зависит от многих факторов: природного окружения, местных традиций церковной архитектуры, посвящения храма, характера прихода, возможностей строительной базы и строительных материалов и т.д. Обычно решение вырабатывается в результате совместного обсуждения священника, архитектора и ктитора (в случае, если идея строительства храма принадлежит ему). Для меня решающим является слово священника, которое должно приниматься всеми «единым сердцем».

— Вы являетесь автором проектов многих храмов, украшающих собой юг России, в том числе — стоящих среди пышной субтропической природы, в горах, на берегу моря… Отличается ли архитектура таких церквей от расположенных в Средней полосе России или на Севере?

— Природа многие века являлась почти единственным окружением храма и не могла не влиять на его архитектуру. Равнинно-холмистая местность, широкая неспешная смиренная река, белая невесомая берёза… Горы, звонкие чистые ручьи, теплое море, устремленный в темно-синее небо стройный кипарис… Мне кажется, красота берёзы присутствует в облике среднерусского и северного храма, а красота кипариса — в эстетике южной церкви. Берёза — это возносимое нежное движение белого ствола, ветвей. Просматривается узорчатость и воздушность всей массы деталей. Крона — дисимметрична, даже, скорее, ассиметрична. Осенью дерево «горит» яркими красками. Не напоминает ли её лист в это время пламя золотой церковной маковки? Кипарис по-монашески отрешен и сосредоточен, его симметричная форма настолько геометрична, что может быть описана математической функцией. Видна только нижняя часть ствола и лаконичная крона, фактурная, но практически лишенная декора. Как бы ни менялись времена года — форма и цвет его устойчивы и не подвержены изменениям настроения. Жизнь — это нечто большее, чем теория. Лучшие постройки отца-основателя современной архитектуры — Ле Корбюзье — не вписываются в его же знаменитые «5 принципов современной архитектуры»... Однажды мне довелось проезжать по дугообразной центральной улице города Багратионовск Калининградской области… Прекрасно сохраненная старая добротная немецкая малоэтажная застройка. Глаз привыкает к темно-коричневой, терракотовой цветовой гамме.И вдруг! В конце улицы, замыкая её ось, возникает, словно яркий солнечный луч, белоснежный, с рядами кокошников, множеством луковиц и шатровой колокольней храм — цитата московской архитектуры XVI–XVII веков (конечно, новодел)! Его постановка здесь убедительна и никаких сомнений не вызывает. И не к лицу ли Санкт-Петербургу замечательные храмы византийской архитектуры? А разве не прекрасен в греческих Салониках русский деревянный храм?.. И всё-таки. Южное солнце более яркое, свет и тень становятся контрастнее, пасмурных дней в году немного. При этом ещё более важными становятся общая форма, пластика храма, соразмерность его частей, а роль мелких деталей и полихромии уменьшается. Не потому ли в храме Иоанна Златоуста, что на горе Бытха в Сочи, используя один лишь декоративный элемент — поребрик, мы добились не только монументальности, но и достаточной декоративности его архитектуры? Существуют, конечно, и технические особенности проектирования храмов на юге. Так, практически всегда строительство ведется на рельефе, как правило, это приводит к возникновению цокольного или подвального этажа храма, а также противооползневых сооружений на участке. Кроме того, фоновая 8–9-балльная сейсмика площадок под строительство не может не влиять на разработку конструктивной части проекта.

— История храмоздательства в Причерноморье восходит к древним временам. Расскажите об этом, пожалуйста. Расскажите об интересных с архитектурной и исторической точки зрения храмах юга России.

— По современному побережью Краснодарского края проходил с проповедью апостол Андрей Первозванный, здесь появлялись первые на территории нынешней России христианские общины и храмы. Не зря Кубань называют Первозванной! Насколько мне известно, это единственная земля, входившая в состав империй всех трех Римов: Римской, Византийской, и, наконец, Российской империи. Недалеко от Сочи, на территории Абхазии, обрели свою кончину апостол Симон Кананит, святитель Иоанн Златоуст, мученик Василиск. Храмов той эпохи зафиксировано в Сочи около 20! И это пока! Четыре месяца назад на территории олимпийской стройки были обнаружены фундаменты храма VIII века с захоронениями. Археологи и реставраторы обещают сохранить объект для будущих поколений. К сожалению, лишь в последние годы специалисты приступили к восстановительным работам и только на четырех небольших храмах, большинство же древних храмов Сочи находятся в удручающем руинированном состоянии. Даже уникальные храмы X–XI веков в Лоо и Казачьем Броде продолжают разрушаться на глазах. Еще в 1940 году в Лооском храме стояли все стены, а сегодня — лишь северная и часть восточной. Уже в 1954 году в парке «Южные культуры» снесли базилику VI века. Ну не нашлось другого места для прокладки водопровода в парке! Хорошо ещё, что в краеведческом музее осталась от неё мраморная плита — практически, точная копия секции мраморного ограждения хоров храма Святой Софии в Константинополе (имел возможность видеть воочию обе). Древними христианскими храмами богата соседняя Абхазия. Их сохранность несравненно лучше, здесь даже в годы лихолетья активно и на научной основе занимались реставрацией. На въезде в Гагры можно посетить неброскую, но удивительно камерную базилику, пожалуй, самый ранний храм региона. Широко представлены в регионе крестово-купольные храмы, обычно, с куполом, опирающимся на четыре центральных столба. Апсида трехчастная. Как правило, центральная часть — удлиненная, пятигранная, а боковые — полукруглые в плане. Кстати, храм в Лоо имеет ту же форму апсид. Цоколь разбит по вертикали на 3–4 части, которые ступенями «восходят» к храму. Плоскость стен сложена из камня, имеет минимум декора, вплоть до узорчатых выступов карниза. Благородством пропорций и рафинированностью форм отличается храм в Пицунде. Здесь каменная кладка проложена слоями плинфы, а все три части апсиды полукруглые в плане. По одной из версий, этот храм построил император Юстиниан — тот самый, кто воздвиг Святую Софию в Константинополе. Необходимо, чтобы археологи и реставраторы не дали уйти в небытие уникальному пласту истории и на нашей, российской земле, чтоб можно было прикасаться к древней красоте здесь, не пересекая границы.

— Вы работаете по всей России? Расскажите немного о спроектированных Вами храмах.

— Из 40 проектов пока лишь небольшое количество выполнено нашей мастерской за пределами Краснодарского края. Хотелось бы расширить географию наших проектов, и мы готовы к поездкам, к новым работам. Мне верится, что так и произойдет. Сегодня, используя интернет, не вижу больших проблем в проектировании православных храмов и за рубежами Отечества. Переходя ко второй части вопроса, сначала хотел бы сказать, что, открывая мастерскую, я просил благословения у Преосвященнейшего Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского.

Немного расскажу об архитектуре храма иконы Божией Матери «Семистрельная», одного из пяти спроектированных нашей мастерской храмов Троице-Георгиевского женского монастыря в с. Лесное г. Сочи. Размеры его невелики, но ведь и в самом маленьком храме пребывает сам Христос. Просьба ктитора состояла в том, чтоб тема семи стрел была отражена в архитектуре. План храма решен в виде восьмиугольника. Тем не менее, внутри, до уровня хоров, стена имеет семь граней, а не восемь, и это не вызывает визуального дискомфорта. Из семи граней состоит и наружная поверхность алтарной апсиды, в их арочных нишах установлены семь икон. «Стрельчатыми» формами пронизан экстерьер храма, присутствуют они и в интерьере. Это наша самая новаторская работа, при этом мы лишь использовали элементы и формы русских храмов, построенных 100 и более лет назад. В 2000 году мне посчастливилось быть в Великом Новгороде. В храме Спаса на Нередице особенно поразил вход на хоры, скрытый в толще стены. Удивительное решение! Представил: прихожане не видят никаких лестниц, а из-под сводов храма раздаются песнопения! Подобный приём был использован нами в проектируемом храме. В толще стены были устроены и несколько маленьких помещений, одно из которых используется как исповедальная. Связывают с традицией и размеры храма иконы Божией Матери «Семистрельная», пропорциональные древним русским мерам длины. Фарфоровый иконостас вписался в интерьер и стал его украшением.

— Вы участвуете в реставрации старых храмов? Расскажите о своей работе.

— Цель реставрации — возврат к ранее существующему решению. Даже в старинных храмах мне приходилось по разным причинам решать другую задачу — реконструкции. Сочинский собор Архангела Михаила в сталинские годы был обезглавлен, а затем, во время Отечественной войны, наспех завершен экономичными и несовершенными архитектурными формами. Пришло время реконструкции, но от проекта академика А.С. Каминского в архивах остался лишь эскиз, который, к тому же, значительно отличался от построенного собора. Сохранились старые фотографии, но шатёр колокольни на них воспринимался неубедительно, ведь его форма была характерна для деревянного храма, но не каменного. Возможно, такое решение было вызвано желанием скорейшей достройки храма при затянувшемся с 1874 по 1891 год строительстве и отстранении подрядчика после долгих разбирательств. В результате вариантного проектирования, совместно с настоятелем собора и отделом по охране памятников, после градостроительного совета был выбран тот вариант, в котором решение завершения существующего собора вписывалось в логику, эстетику его архитектуры, а не являлось формальным фиксированием истории.

В городе Камышин в настоящее время подходит к завершению реконструкция Свято-Никольского кафедрального собора. Интересна судьба этого второго по значимости храма Волгоградской области. Он был рожден в 1775 году небольшим деревянным кладбищенским храмом, а в 1824 году перестроен в каменный. Еще до революции благодаря пристройке емкость его увеличилась в разы, затем дважды делались пристройки в советские годы, когда в том же Камышине были стерты с лица земли четыре храма-красавца. Быв последним и став первым, Никольский собор нуждался в реконструкции. Мы постарались, в меру своих сил, помимо решения основных задач проектирования, выразить в реконструируемом соборе память разрушенных храмов этого города.

— Что ещё, помимо проектирования, Вы можете предложить нашим читателям?

— Можем предложить услуги наших квалифицированных строителей, имеющих опыт возведения 14 храмов и часовен. Не так давно ими по нашему проекту было завершено строительство часовни в пос. Песочный под Санкт-Петербургом. Помимо проектирования православных храмов и комплексов, занимаемся и гражданскими объектами. В основном, это многоквартирные жилые дома и коттеджи.

— Как Вы относитесь к тенденции, когда храмы строят в нетрадиционных для Православной Церкви архитектурных стилях?

— Мне это видится неприемлемым. Храм должен быть узнаваемым. Даже в новом незнакомом месте, издалека увидев церковь, человек должен почувствовать, что это его, православный, храм! А не выяснять это, читая табличку при дверях. Новые стили, быстро сменяющие один другой, не выражают церковных идей, часто они далеки даже от стремления к гармонии, вызывают чувство случайности, а иногда, подобно стилю «деконструктивизм» — разрушения, агрессии. В то же время, обилие различных архитектурных решений в храмостроении радует сердце. Когда-то эти решения были смелыми новациями, а потом лучшее из них стало традицией. Конечно, нужна великая осторожность, но если автору проекта храма всё же удалось найти ту новизну, которая естественно проистекает из логики уже существующих образов, идей традиционной церковной архитектуры, соответствует её духу — разве это не прекрасно?!

— Как Вы полагаете: храмы следует строить из традиционных натуральных материалов или лучше применять новоизобретенные материалы?

— Думаю, однозначного ответа здесь нет. Главное — не навредить, то есть не использовать материалы, вредные для здоровья человека и экологии. Осенью была освящена запроектированная нашей мастерской часовня Архангела Михаила на втором этаже здания сочинского аэровокзала. Она изготовлена из стекла. Это позволило создать образ, вписывающийся в интерьер здания, а увеличение нагрузки на существующее перекрытие аэровокзала было незначительным и соответствовало принятым расчетным значениям. В данной ситуации выбор стекла, как основного материала часовни, считаю не только возможным, но и верным. Очень отрадно, что в последние годы появляются часовни в аэропортах и железнодорожных вокзалах России!

 

← На предыдущую страницу
← В раздел Общество
← На главную news.kam.ru
→ Обсудить на форуме

 
 
 
Написать свой комментарий
Похожие новости