История парусного спорта в Камышине насчитывает не один десяток лет. Когда-то автор этих строк написал в местной газете «Диалог» материал «И ветер нам пел…», который был создан по рассказу одного из энтузиастов парусного спорта Александра Таранова. Тогда редактор газеты присовокупила подзаголовок «Парусному спорту в Камышине 40 лет». Фраза броская, но, честно говоря, никто точно не установил, когда же именно этот вид спорта появился в Камышине. Есть, например, уникальные фото послевоенного Камышина с Волги, где видны парусные лодки. Словом, история развития парусного спорта еще требует сбора материалов, один из них, приведенный в «Путеводителе по старому Камышину» мы приводим вашему вниманию…
В начале 60-х годов XX века в Камышин из Ленинграда на ХБК приехал Б. И. Шахов, энтузиаст, который в короткий срок сумел организовать на базе все того же ХБК яхт-клуб «Парус». Для клуба были закуплены большая крейсерская яхта класса L-6, большая гоночная яхта класса L-4, а также яхты класса R-5,5, швертботы класса М и многие другие плавсредства. Чуть позже на волнах Камышинки закачался только что приобретенный дебаркадер (то, к чему швартуются — прим. авт.). Таким образом, в городе была организована первая водно-спортивная база. Газета «Ленинское знамя» (от 6 августа 11 июля 1961 года) сообщала: «На водные просторы вышли первые яхтсмены Камышина. В спортивных соревнованиях участвовало десять команд. Первое место заняла яхта № 380, где рулевым был Валерий Петров…» И тогда же наши яхтсмены впервые, своим ходом, отправились на областные соревнования в Волжский.
Тем временем камышинские заводы заражались «вирусом» яхтомании. В конце 70-х по инициативе еще одного энтузиаста парусного спорта В. П. Балакшина и при поддержке руководства завода создается водноспортивная база «Кузлита». По водной глади заскользили яхты «Нева», «Луч», швертбот класса Т-2 и катамаран олимпийского класса «Торнадо».
В конце 80-х к делу подключается крановый завод. Его руководство в лице гендиректора В. В. Мокрова и его зама, постоянного участника регат А. Н. Зиновьеве всячески способствует развитию парусного спорта в городе. Завод закупает четыре польских крейсерских яхты на судоверфи «Вимар». Их названия известны едва ли не каждому камышанину. Это яхта класса «Конрад 24 RT» «Сапсан», класса «Картер (30)» «Мираж» и две яхты класса «Телига» «Фея» и «Ника». Город начинает жить ежегодной парусной регатой.
Постепенно воспитанники В. И. Шахова сами становятся профессионалами крейсерских гонок. В. Лабоденко, А. Таранов, С. Меликова, Б. Таранов, И. Квинд и многие другие берутся за слесарные и столярные инструменты. Эти люди, влюбленные в плеск волны и живущие ароматом попутного ветра, начинают либо перестраивать старые, либо своими силами строить новые яхты. Начало и середина 80-х — бум яхтостроения в Камышине.
Швертбот класса «М» перестроен группой энтузиастов в килевую крейсерскую яхту. Следом С. Беликов переоборудует яхту класса «Дракон» в крейсерскую яхту под названием «Хрусталь». Ом же с группой единомышленников достраивает яхту «Баллада». Класс R-5,5 постигает та же благородная участь: теперь эта яхта, усовершенствованная благодаря стараниям А. Таранова, А. Жирова и В. Балакшина, носит название «Удача».
— Позже родилась идея построить яхту собственными силами. Собралась группа (А. Таранов, А. Колотов и В. Ситников), которая задалась целью построить яхту для отдыха и участия в крейсерских гонках. Строительство шло в зимний период в летнем кафе на базе хлопчатобумажного комбината. В сентябре 1975 года строительство началось, а в конце 1986 года яхта «Риф» была спущена на воду, — вспоминает участник тех событий Александр Таранов.
В конце 70-х подвижниками парусного спорта Волгограда и Волжского была организована регата на кубок Волжского моря. Она была задумана как альтернатива регате на кубок Волги, стартовавшей либо в Куйбышеве (ныне Самара), либо в Тольятти. С 1981 года к волгоградским и волжским яхтсменам подключились камышане. Впервые на старт выходят «Удача» с командой в составе А. Жиров, А. Таранов, В. Лабоденко, А. Колотаев и Б. Фролов и «Хрусталь» с командой С. Беликов, А. Кириллович и А. Варнавин. С 1981 года камышане становятся постоянными участниками регаты и не раз возвращаются домой с призовыми кубками.
Позже, к концу 80-х, регата на кубок Волжского моря будет переименована в регату на кубок Нижней Волги, и в ее ряды вольются спортсмены Саратова, Самары и Тольятти. Несколько лет кубок будет разыгрываться в Саратове, однако потом белые паруса вновь появятся в бухте Камышинки. К этому времени регата получит статус «республиканской». Неоднократно будут завоевывать кубки наши яхты «Баллада», «Мираж» и Ника».