Как только ни называли в печати ирландского драматурга Мартина Макдонаха, который в последние годы победно шагает по российским театрам. Начал с Таганки и вот дошел до Камышинского драматического. «Новая сенсация Европы», «Чудо современной сцены», «Главный драматург XXI века», являющий собой «образец психологического театра».
Всё это правда. Но в нашем театре Макдонаху не повезло. Премьера его грустной комедии «Калека с острова Инишмаан» идет сразу после гоголевского «Ревизора». А уж тут даже самое великое чудо сцены как-то блекнет и сжимается. И тем не менее, впечатление огромно.
Это новое «блюдо», которое нужно пробовать, понять и принять. Я дважды посмотрела спектакль и каждый раз удивлялась — как это удается на примере маленького островка с довольно обычными жителями показать модель жизни чуть ли не всего человечества? Горе и радость, чуткость и безразличие, мечта о счастье и тщетность надежд, мелочное тщеславие и беспредельное горе от собственной неполноценности... Это высокая литература. Вспоминаются Стефан Цвейг с его «нетерпением сердца» и Максим Горький со сгорающим от любви инвалидом в «Деле Артамоновых». Беспредельность несчастья.
Человек не всегда помнит о своем горе. Если бы не напоминали. А как жить , если даже близкие люди обращаются к тебе не иначе как «Калека Билли». Наш молодой, но уже прекрасно себя зарекомендовавший, артист Николай Дубровин передает эту неизбывную внутреннюю боль так органично, так правдиво и убедительно, что зритель проникается к нему искренней симпатией уже в первые минуты спектакля. И потом эта симпатия только возрастает.
Спектакль еще растёт и развивается. После первого просмотра вижу, что приглушены речевые вульгаризмы без ущерба для смысла, стали динамичнее и естественнее образы брата и сестры Хелен и Бобби(артисты Юрий Юдин и Светлана Смирнова). Без подзатыльников они не разговаривают, но за внешней грубостью чувствуется взаимная любовь. Стал более затейливым «пустозвон» Джонипатинмайк (артист Юрий Щербинин). Да и сам Билли стал мягче и глубже.
Музыки, кажется, стало меньше. Оголённую страсть португальских мелодий Rodrigo Leao трудно назвать фоном или аккомпонементом. Часто музыка звучала сильнее сценического действия. Но ведь самое главное в спектакле не во внешней суете, а в глубинах сердца. Заведующий музыкальной частью Александр Ферхов это почувствовал и учёл.
Хорош дуэт Кейт и Эйлин (актрисы Татьяна Ефремова и Наталья Дорошенко). Добрые тётушки, заботливые, обидчивые, но в общем-то простодушные. Понравился Доктор в исполнении Дмитрия Дроздова. Каково это — лечить безнадёжных алкоголиков и уговаривать их озверевших от негодования близких. А уж заслуженная артистка России Лариса Жарова всем им жару задаёт своим неукротимым нравом.
Молодежь, не мудрствуя лукаво, живо воспринимает перипетии спектакля, охотно аплодирует и невольно усваивает простую мысль, что смеяться над чужим горем мерзко , что внешняя уродливость не так страшна, как внутренний дефицит доброты и честности. Бурю эмоций вызвал поцелуй Хелен, подаренный девушкой давно влюблённому в неё Билли.
А когда в финале все участники спектакля вышли на поклон нелепой походкой главного героя, как бы из солидарности, а возможно и потому, что осознали свою собственную внутреннюю уродливость, все зрители встали. Овация, множество цветов.
Говорят, театр даёт зрителю высшее нравственное образование. Не скажу, что все, но многие получили в этот вечер свой заслуженный «диплом». А кто-то просто задумался: «Не урод ли я на самом деле, не жалкий ли калека по сравнению с хорошими людьми?»
Особая благодарность режиссёру-постановщику спектакля Анне Зайцевой. Каждый раз она приносит в наш театр что-то новое и необычное. Незабываема «Очень простая история». Десять лет назад этот спектакль понравился зрителям простым и искренним гуманизмом в казалось бы неподходящих бытовых условиях. Нынешняя премьера-не очень простая история. Доходит далеко не до всех. Мой сосед кряхтел и приговаривал: «Вот ещё два таких спектакля, и театр потеряет зрителя».
Не потеряет! Будем смотреть, пробовать понять, стараться всё прочувствовать. Театр в стадии обновления, зритель — тоже. Понять сущность личности нашей землячки Анны Зайцевой можно не только в её спектаклях. Скоро по НТВ покажут сериал, который Анна и её супруг Дмитрий Пантелеев сняли в Одессе. Дочь любимого артиста камышан Всеволода Зайцева еще явится нам во многих ипостасях.