17 июля уважаемое издание АиФ-Волгоград опубликовало своего рода сенсацию, суть которой сводилось к тому, что «природная стихия повредит одну из плотин на Верхней Волге 23 июля». Предсказателем выступил житель Камышинского района, который, по словам издания, живет «в заброшенном селе к северу от Камышина Иловлинке». Звать его Александр Иванович, он — контрразведчик в отставке, который на склоне лет занялся фермерством.
«Год назад через местные СМИ он уже прогнозировал драму со снежными завалами с серьёзными последствиями на дороге Сызрань-Камышин-Волгоград, никто его не послушал тогда, а они сбылись этой зимой именно в установленные сроки, — рассказал корреспонденту «АиФ-Волгоград» житель Камышинского района Анатолий Курбатов, лично знакомый со «старцем Александром». — Теперь отшельник сообщил через одну из местных газет новую кризисную дату — 23 июля 2012 года».
23 июля миновало. И все плотины на Волге (тьфу-тьфу!) продолжают исправно служить Родине, поставляя электроэнергию. Прогноз, стало быть, не оправдался. Но вопросов для обсуждения он оставил немало. О том, что каскад плотин практически погубил экологию великой русской реки, сказано уже много. Сегодня мы поговорим о другом: откуда вдруг в разных СМИ по всей стране публикуется множество статей на тему возможного прорыва ГЭС и вероятный прогноз человеческих жертв?
Понятно, что с одной стороны эту тему «подтолкнула» трагедия в Крымске. Множество версий касалось возможного спуска воды в водохранилищах Варнавинское и Неберджаевское. Вода из них используется для разных нужд. Не просто вода, а её огромное количество, которое в случае прорыва плотины может нанести очень много бед. Гидроэлектроста́нция (ГЭС), как известно еще со школьной скамьи, в качестве источника энергии использует энергию водного потока. Их обычно строят на реках, сооружая плотины и опять-таки водохранилища. В частности, Волжская гидроэлектроста́нция имени XXII съезда КПСС — это крупнейшее подобное сооружение в Европе. Как сообщал «Путеводитель. Ленинград — Астрахань — Ростов-на-Дону» (1968 год), «Волгоградское водохранилище объемом 33,5 млн. куб. м заполнялось в 1958-1960 годы». В районе Камышина вода поднялась на 15 метров, была затоплена старая Николаевка, а новый город Николаевск (расположен напротив Камышина) был построен на 7 км ниже по течению. Площадь водохранилища составляет 3117 кв. км., а объём — 31,5 куб. км, а на его берегах расположены города Саратов, Энгельс, Камышин, Дубовка, Вольск и Маркс. Ниже створа плотины, соответственно, Волгоград и Астрахань.
Рассматривая различные сценарии возможного апокалипсиса из-за прорыва плотин исследователи вопроса сходятся лишь в одном: в течение последних десятилетий специалисты не проводили серьезных масштабных научных исследований состояния инженерных сооружений волжских ГЭС за исключением рыбинской, как одной из самых старых. Причина проста — нет денег. ГЭС эксплуатируют, но эти сооружения настолько сложны, что поддержание их рабочего состояния, а главное — прогнозирование возможных технических поломок на основе научных данных, практически невозможная задача. Огромной экономической и научной мощи СССР давно нет, а частный собственник, что называется, «не тянет».
Чебоксарская ГЭС на Волге достаточно молода. Но случись что-нибудь с ней, как вода в створе Ульяновского плеса поднимется на 5 метров, мосты смоет, Димитровград подтопит, а на правом берегу начнутся колоссальные оползни. Если же что-то, не дай Бог, случится на Куйбышевской ГЭС, то это приведет к катастрофе, по сравнению с которой фантастический сценарий прорыва Чебоксарской ГЭС покажется цветочками.
Что же касается Волжской ГЭС, то еще три года назад СМИ сообщали: «Мост через плотину ГЭС в Волгограде, которому более 50 лет, находится в аварийном состоянии». Кстати, во времена СССР на уроках по гражданской обороне говорили: «Если прорвет Волгоградскую ГЭС, Астрахань смоет за шесть часов...» Правда, специалисты насчет Астрахани говорят, что вода дойдет до уровня второго этажа.
Плотина Волжской ГЭС стоит на своем месте с 1958 года. О капитальной замене шлюзов сказано много, но дальше слов дело вот уже несколько десятилетий не идет. Надежда остается лишь на то, что их запас прочности достаточен для работы, а террористы не доберутся до ГЭС. На всех крупных реках со времен Советского Союза расположены специальные гидрометеопосты. В случае начала динамичного подъема воды в реке (от 5 см в час), пост сигнализирует в гидрометеоцентр. И продолжает мониторить ситуацию. Тем временем гидрометцентр оповещает региональное управление МЧС. Дальше начинают работу специалисты МЧС, которые прогнозируют, к чему ведет повышение уровня воды, становится ли оно угрожающим. Об этом немедленно оповещаются местные органы всех уровней. На оповещение дается не больше 5 минут.
Но мы немного отклонились от нашей темы, углубившись в тему последствий и предупреждений. А главный вопрос, как вы поняли, в том, откуда возникает некая «массовость» возникновения статей и сообщений о возможных катастрофах? Не секрет, что подобная «заданность» часто приводила именно к печальному сценарию, словно будирование общественного мнения неким образом «провоцировало» катастрофы. С точки зрения эзотерики этот факт подтверждается без проблем как некий «всеобщий мысленный посыл к высшей силе».
Однако это, впрочем, мало согласуется с точкой зрения нормальной человеческой логики. Как и не согласуются с ней слова разного рода провидцев из Камышинского района, которые вдруг дают прогноз катастрофы на ближайшую неделю. А если вспомнить Библию, то апокалипсис начнется с того, что повсюду явятся лже-пророки, которые начнут вводить людей в заблуждение.