Новое руководство Волгоградской области однозначно поставило задачу бороться за престиж Волгограда, вернуть области достойный имидж туристической привлекательности.
При включении Волгограда в число городов проведения матчей в рамках Чемпионата мира по футболу 2018 года (а шансы велики!) создаваемая футбольная инфраструктура в соответствии с требованиями ФИФА будет приобретать статус туристического продукта области, который эффективно должны использовать волгоградцы как в период подготовки к мировым футбольным баталиям, так и впоследствии. Успех в развитии туристической деятельности, основой которой является внутренний и въездной туризм, зависит от каждого муниципалитета в отдельности и всей области в целом. Это станет залогом создания туристического бренда Волгоградского региона.
На сегодня ведущее место в этой работе занимает Камышин. 3 мая 2007 года глава Камышина Александр Чунаков подписал Постановление «О развитии туристической деятельности в г. Камышине» в целях управления и координации туристической деятельности в городе, активизации въездного и внутреннего туризма, совершенствования комплекса оказываемых туристических услуг. Функции муниципального регулирования туристической деятельности были возложены на комитет по физической культуре и спорту, к аббревиатуре которого, добавился туризм.
Служебные исполнительные функции на выполнение поставленных задач, были возложены на Валентина Вчерашнего, который и сейчас продолжает вести этот участок работы, но уже не в должности заместителя председателя комитета, а как заместитель директора МАУ «Спорткомплекс «Текстильщик». Редакция infokаm.su попросила В. П. Вчерашнего оценить результаты и состояние въездного и внутреннего туризма, туристического потенциала Камышина и его окрестностей.
― Туризм ― это многогранная отрасль, соприкасающаяся практически со всеми видами жизнедеятельности на земле, со своей спецификой, со своим законодательством, терминами. Это с одной стороны, ― деловая отрасль, а с другой ― романтическая, побуждающая у человека оптимистические, творческие чувства. Девиз Камышина и камышан «Лучший город на Земле» стал в основе формирования продукта. Тем самым мы стали узаконивать данный девиз брендом города.
Параллельно думали о туристическом талисмане Камышина. Пришла идея: талисман городского клуба любителей футбола «Форвард», придуманный и выполненный нашим земляком графиком с мировым именем Евгением Синиловым, сделать и туристическим символом Камышина. В перспективе с одобрения властей города и камышан, символ созданный Синиловым, может стать символом Камышина с внесением соответствующей символики, отражающей деловую и событийную жизнь.
На сегодняшний день мы смогли сформировать основу структуры туристического потенциала города, в котором каждый её продукт стал ощущать себя участником туристического процесса, происходящего в городе. Это объекты проживания, питания, показа, развлечения, транспортные хозяйства. Камышин, как географическая точка туризма, сегодня появился на картах речных круизов, авто- и пешеходных маршрутов, в региональных и федеральных туристических путеводителях, где городу дана характеристика основных достопримечательностей Камышина и его окрестностей. Также Камышин обозначен в реестре Федерального агентства по туризму и Федерального агентства морского и речного флота.
Положительную оценку туристического потенциала Камышин получил в десятках областных, региональных, федеральных средств массовой информации, в фото-путешествиях блогеров. Город, участвуя в областных конкурсах туристической направленности, за 5 лет получил более 70 наград, которые были вручены объектам проживания, питания, развлечения; был отмечен и событийный туризм. Помимо кубков и наград, камышане получали премии на общую сумму 250 тысяч рублей. Это пляжи «Шарт», «Гремячий», городской парк культы и отдыха «Комсомольцев-добровольцев», признанные победителями областного конкурса на лучшее место массового отдыха населения. Городской краеведческий музей стал победителем областного конкурса «Жемчужина Волгоградской области», а ежегодно проводимый в городе Арбузный фестиваль признан победителем в номинации «Событийный туризм». В интернет-конкурсе, проводимом Федеральным агентством по туризму «Чудо России», участники голосования с большим отрывом от других объектов после Мамаева Кургана отдали предпочтение нашей жемчужине Волгоградской области ― краеведческому музею как туристическому привлекательному сооружению.
За последние годы в городе успешно развивается гостиничное хозяйство, места коллективных средств размещения для гостей города. К гостинице «Опава» добавились гостиница «Глория», гостевой дом «Усадьба», гостиница «Дмитриевская», придорожный комплекс «Евролюкс», гостиница «Запросто», места коллективного проживания на стадионах «Авангард», «Текстильщик», станция юных туристов. В результате номерной фонд увеличился в два раза и приблизился к 1000 мест-коек. Гостиницы «Опава», «Глория», «Усадьба», «Евролюкс», которые на протяжении четырех лет участвуют в областном конкурсе «Лучшая гостиница Волгоградской области», в своих номинациях награждались не только дипломами лауреатов, но и становились победителями.
Как результат проводимой работы за последнее время к Камышину усилился интерес у иногородних граждан, как к населенному пункту со своей неординарной историей, уникальными климатическим и природными условиями, и месту с широким спектром возможностей и активного отдыха.
Нет возможности посчитать, сколько гостей приезжают лично к камышанам и проживают в жилом фонде города. Статистика туризма ведется по реализации номеров в гостиницах, коллективных мест проживания. Для сравнения: в 2011 году в гостиницах города проживало 26 737 гостей, что на 1 946 гостей больше по сравнению с 2010 годом (рост 108%). Реализовано койко-суток 57 619, что на 10 362 больше по сравнению с 2010 годом (рост 122%). Объем только платных услуг гостиниц и других средств размещения только за прошлый год по сравнению с предшествующим вырос почти на 10 миллионов рублей.
В прошлом году была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» с общим объемом финансирования 332 миллиарда рублей. Чтобы стать участником реализации вышеназванной программы, надо иметь местную программу ― с участием бюджетных и внебюджетных средств. Руководство города, хорошо понимая это, приняло решение, о разработке долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в городском округе - город Камышин на 2012-2015 годы». В настоящее время разработан проект паспорта программы, определены базовые мероприятия по ее реализации. Принятие программы, работа над ее реализацией будет значительным шагом вперед в развитии и укреплении туристического имиджа Камышина.
Планируется разбить программу на четыре этапа ее реализации: 1 этап (2012 год) ― подготовительный; 2 этап (2013 год) пройдет под девизом «Лучший город на Земле» посвященный 345 годовщине Камышина; 3 этап (2014 год) пройдет под девизом «Камышин спортивный» ― посвященный олимпийский играм в г. Сочи; 4 этап (2015 год) пройдет под девизом «Камышин ― Воинской славы» ― посвящен 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
На пути развития въездного и внутреннего туризма в Камышине не должно быть остановки. Может получиться так, что на картах всех разновидностей туризма Камышин может незаметно исчезнуть, как было более 20 лет назад. Ведь только через 15 лет город смог завернуть круизные теплоходы в бухту реки Камышинка.
Нельзя ни сказать о плодотворных взаимоотношениях с государственным учреждением Природным парком «Щербаковский», что способствует приданию калорийности Камышинскому региону.
Благодаря областной Администрации, на первом этапе с участием ГКУ «Агентство по развитию туризма» совместно ежегодно проводятся информационные туры в Камышине. В процессе этих туров организуется не только экскурсионное знакомство с городом, но и участие в традиционном арбузном фестивале, праздниках патриотической и бардовских песен, парусных регат, народных торжеств. В результате практически все областные, региональные, федеральные средства массовой информации, аккредитованные в Волгограде, представители туристических фирм, активисты ветеранских и патриотических объединений ежегодно посещают наш город. Тем самым они способствовали популяризации Камышина как город туристический.
За последнее время у камышан появился интерес к созданию камышинской сувенирной продукции. В городе появились сувенирная символика города: в виде видеодисков, фотографий, буклетов, календарей, путеводителей, магнитиков, посуды, поделок изготовленных местными индивидуумами и объединениями ремесел.
Расширилась география туристических маршрутов как по городу, так и по его окрестностей. Ряд туристических фирм стали заниматься внутренним и въездным туризмом. Чуть более года осталось до 345 годовщины со дня основания Камышина. Верится, что город сделает все возможное, чтобы поднять туристический бренд города на новый уровень привлекательности.