Сделать Камышин туристским городом — вот, пожалуй, мечта любого местного жителя. Право же, не хочется ютится где-нибудь на окраине, тем более, когда живешь на главной водной дороге России — Великой Волге. К тому же туризм всегда и во всех странах приносил доход в местную казну. А отсюда — деньги на дороги, гостиницы, развлечения. Это и местному жителю всегда любо.Определимся с понятиями
По мнению американского ученого В. Смита (V. Smith), существуют шесть категорий туризма: этнический туризм; культурный туризм; исторический туризм; экологический туризм; рекреационный туризм; деловой туризм. А русский ученый Квартальнов совершенно справедливо полагал, что мотивы, которые определяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, а также цели, которые ставит турист делятся на отдых, досуг и развлечение; познание; спорт и его сопровождение; паломничество; деловые цели; гостевые цели.
Подобная мотивация требует соответствующих действий. В современном мире развитие городов как туристических центров должно включать ни много ни мало целых семь (!) функциональных систем. Это система туристической аттрактивности (достопримечательности, памятники культуры, истории и т. п.); система обслуживания; система транспорта; система знаков указателей; система контроля качества обслуживания; система поддержки инфраструктуры города и система страхования и личной безопасности туристов.
Есть ли вышеперечисленное в Камышине? Очевидно, что нет. Это понимают и чиновники, и предприниматели, и обычные горожане. «Современный туризм — сфера, где главную роль определяет комфорт», — считает заместитель главы Камышинского муниципального района по социальным вопросам Геннадий Крютченко. «Требуется активная рекламная кампания по привлечению частных инвестиций в развитие туризма города и района», — поделился мнением президент Камышинской торгово-промышленной палаты Борис Таранов. Но если нельзя все объять сразу, то необходимо делать постепенные шаги…
Что делается?
В прошлом году волгоградский Дворец спорта стал местом проведения IX Межрегиональной выставки-ярмарки «Туризм. Отдых. Спорт», в торжественном открытии которой приняли участие заместитель главы администрации Волгоградской области Александр Быкасов, директор ГУ «Центр туризма» Игорь Шувариков и другие официальные лица.
В последний день ее работы были подведены итоги и объявлены победители областных смотров-конкурсов «Жемчужина Волгоградской области» и «Лидеры туристической индустрии». Отрадно, что и камышане оказались в числе самых активных участников проводимых областной администрацией конкурсов, — этот факт отметили организаторы соответствующими грамотами.
На днях в город с VI международной туристкой выставки возвратился заместитель директора — руководитель туристской деятельности МАУ «Спорткомплекс Текстильщик» Валентин Вчерашний, который поделился новостями с infokam.su.
— Предварительное расписание движения теплоходов по Волге, представленное на выставке, позволяет озвучить некоторые цифры, — рассказал В. П. Вчерашний. — В частности, по Волге мимо Камышина проплывет за навигацию 33 теплохода, которые совершат 418 рейсов. В Камышин будет совершено 9 заходов — у нас бросят якорь теплоходы «Разумовский» (четыре раза), по два раза — «Невский» и «Чкалов» и один раз — «Никитин». Окончательные планы навигации будут озвучены 21-25 марта в Ульяновске на совещании, где будут присутствовать руководители диспетчерских служб и судоходных компаний, директора турфирм и представители туриндустрии страны.
Вопрос по истории
Вот уже не первый год в Камышине обсуждается тема сохранения исторического центра города. Это очень важный вопрос, ведь исторический центр — это главный местный турпродукт. В частности, в беседах с infokam.su начальник управления архитектуры и градостроительства г. Камышина Дмитрий Вайрих отметил: «Сохранение архитектурного облика исторического центра — одно из приоритетных направлений работы управления. В университете я защищал диплом на примере архитектуры Камышина, поэтому знаю, люблю и ценю его архитектуру».
Прокурор города Юрий Власов подчеркнул уникальность города: «Камышин имеет уникальный архитектурный облик и должен проводить кропотливую работу по сохранению историко-культурного наследия. В нашем городе уже ведутся работы по благоустройству улиц «старого» города: радует глаз вид Набережной и Советской, отремонтирован музей, похорошел парк. Но мы должны понимать: мы находимся только в начале большого пути». О своей позиции по защите старинных зданий не раз заявлял депутат городской думы Николай Малыгин: «Для возрождения исторического центра есть все предпосылки. Приведение в достойный вид покрытий проезжей части и тротуаров, освещение и озеленение — это лишь первый шаг. Мы должны смотреть дальше и конструктивно ответить на важный вопрос: как будет дальше развиваться «старый» город?»Какие перспективы?
Перспективы у города есть. Как бы оптимистично не звучал этот прогноз, он, тем не менее, имеет право на существование. Турпродукт — явление широкой географии. Вспомните Сочи, откуда юркие туроператоры готовы вас доставить хоть на экскурсию в Абхазию, хоть в горный аул. Будь, как говориться, лишь платежеспособен.
Такой потенциал есть и у Камышина: приехав в город, можно побывать в Щербаковке и на Ураковом бугре или, например, посетить горы Уши. Это особенно актуально, когда многим россиянам стали не доступны иностранные туры, большие отели с бассейнами и сервис высокого уровня. Однако на сегодняшний день у малых городов, вроде Камышина, существует ряд проблем, связанных не только с туризмом, но и в целом с условиями существования. Они сталкиваются с комплексом вопросов в сферах градостроительного регулирования и землепользования, культуры, образования, здравоохранения, занятости населения и охраны общественного порядка. Все эти проблемы напрямую связаны с неопределенностью статуса «историческое поселение», с недостатком внимания к их историко-культурному наследию, а также отсутствию единой федеральной программы, направленной на сохранение и развитие исторических городов и поселений.
Множество исторически ценных зданий было утеряно как в ходе борьбы, например, с церквями, так и в самой рядовой работе на выживание. А это большая потеря не только для нашей страны, но и для всего мира. Существует достаточно эффективный (по опыту зарубежных стран!) способ решить эту проблему — развить внутренний и въездной туризм, обеспечив приток экономических средств к малым историческим городам за счет организации туристической сети внутри России, в том числе и в Камышине на Волге.