Свою 80-ую весну Камышинский драматический театр отметил постановкой спектакля по пьесе Семёна Злотникова «Пришёл мужчина к женщине». Название как никогда отражает значение главного весеннего праздника, когда сильная половина спешит оказать повышенное внимание слабой. А потому появление на нашей сцене этого спектакля именно сейчас очень кстати. Благо и содержание соответствующее – вечная тема любви, семейного благополучия, душевного тепла и домашнего уюта.
Эта история любви живёт на театральной сцене уже четверть века. Она получила воплощение и на телеэкране – в 1990 году был снят фильм с Альбертом Филозовым и Любовью Полищук. Спектакль «Пришёл мужчина к женщине» стоит у истоков «Школы современной пьесы» – именно с него известный московский театр открыл свою творческую биографию. Несмотря на то, что сама пьеса написана ещё в 1978 году, она ничуть не устарела. А всё потому, что любовь, это, пожалуй, самое сильное человеческое чувство, не может устареть никогда. Игра актёров нашего драмтеатра стала тому ярким подтверждением.
Всего два актёра заняты в спектакле. Казалось бы, какое действие может развернуться между ними на протяжении полутора часов? Разговоры о жизни? Любовная сцена? Конфликт? Всё это в спектакле есть. Мы как бы присутствуем при рождении и развитии чувств героев пьесы. Заслуженной артистке России Татьяне Торощиной к таким ролям не привыкать. Её Дина Фёдоровна и есть образ женщины, которая, быть может, немного разочаровалась в любви, но всё же не теряет надежды обрести её вновь. Обращает на себя внимание то, как актриса умело обращается с интонацией в голосе. От ноток надрывных, подчас резких и волнительных, когда она переживает, а выйдет ли что-то от встречи или же та опять обернётся ничем – до удивительно добрых, я бы сказал, воркующих, «домашних». Её воспоминание о молодых годах, как лента промелькнувших на экране старых фотографий, очень быстро перетекает в реальность и приводит к встрече с застенчивым, робким, но от того привлекательным мужчиной по имени Виктор Петрович. Юрий Щербинин удачно вписался в эту роль. Его извиняюще-просительные смешные реплики как-то по-особому располагают. И совсем скоро он почувствует себя совсем неробким героем этой истории любви. Мы не знаем точно, получит ли она реальное продолжение (хотя эти «молодые-счастливые» собрались идти регистрироваться уже на следующий день), но яркий, запоминающийся финал к тому располагает. Гимном на протяжении всего спектакля служит очаровательная музыка Френсиса Лэя – его «Историю любви», наверно, знает каждый.
Оформлению сценического действа стоит отдать должное. Оно разворачивается на фоне огней ночного города на заднем плане, в одном месте и в одно время, однако обстановка не статична. Она наполняется игрой светотени и звука, которые тоже как бы переживают вместе с героями.
Для режиссёра-постановщика спектакля – москвича Евгения Лаптева сцена нашего драмтеатра уже знакома. Двадцать лет назад она уже видела несколько его комедийных представлений. Отмечу, что спектакль избежал каких-то вычурных новаций, порой переходящих в пошлость, чем грешат некоторые столичные режиссёры, убеждённые, что без этого зрителя в театр не заманишь. Отдельные сцены этой пьесы, возможно, и располагают к обыгрыванию каких-то фривольностей, чем не преминули воспользоваться другие режиссёры. Но в постановке Лаптева они обыграны очень правильно – чувствуется своя профессиональная рука, непохожая на других.
В очередной раз хочется подчеркнуть: совсем не стоит отдавать себя во власть телеэкранов и внимать потусторонним искусственным страстям. Здесь, в театре, соприкасаешься с настоящими живыми чувствами. Ведь актёры на театральной сцене не играют, они живут. Им очень важен контакт со зрителем, и чем объёмнее он будет, тем органичней они проявят себя в спектакле. Они видят наши эмоции, чувствуют нашу реакцию, внимают нашим словам. И дарить себе лучшие моменты живого, а не виртуального искусства абсолютно в наших силах. Нужно только прийти в театр.