Выношу в заголовок статьи строку из «Духовного завещания Н. В. Гоголя. Новый театральный сезон в нашем городе открылся в период страшного дальневосточного бедствия. Открылся бессмертным творением Н. В. Гоголя. Писателя, которого с юных лет томила «жажда знать душу человека, жажда помочь людям быть счастливее». «Я не знаю, — писал он, — выше подвига, как подать руку изнемогшему духом». Сейчас мы все призваны к этому подвигу и всенародного творим его. Михаил Боярский назвал национальной идеей наше желание быть сердечными и чуткими. Хорошо бы не только при страшной беде.
Гоголь верил в очистительный огонь театра, где толпа из тысяч человек может «потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом». Давно стало крылатым гоголевское выражение, что «театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Свято верует в миссию театра и Татьяна Владимировна Лукомская — очень талантливая седовласая женщина. Наша гостья из Костромы. Хорошо знакомый камышанам режиссёр. Наши театралы не забудут её «Дверь в смежную комнату», «Семейное дело», «Доходное место», «Филумену Мартурано»... И вот теперь «Ревизор». Комедия, в которой Гоголь решил собрать всё дурное в России и разом посмеяться надо всем. К сожалению, «дрянь пока что мало поредела», и за 177 лет не стало в России меньше чинодралов, взяточников, бюрократов и мошенников. Долго ещё «Ревизор» будет оставаться современным и актуальным.
Уже в художественном оформлении Валерия Мищенко многое сказано. Громоздятся деревянные домишки уездного городка. Вспоминается Блок: «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, как слёзы первые любви». И над этой серой массой устремлены в небо прочные, но с юмором, символы Российской империи. Так и хочется сказать: «До бога высоко, до царя далеко». И пока столичных ревизоров не видать, чиновникам живётся славно. «Срывают цветы удовольствия».
Татьяна Владимировна Лукомская умеет открыть в актёрах неведомые зрителю и самому актёру новые черты, новые грани. Для меня совершенно в новом свете предстал Александр Ферхов. Помню, как мне чего-то не хватало в его роли Незнамова в спектакле «Без вины виноватые». А здесь Хлестаков предстал во всей динамике, во всем богатстве своего характера. Сидевшая рядом со мной заслуженная артистка России В. В. Ватажко то и дело шептала: «Он органичный, он — молодец, из него получится настоящий артист. Уже есть!»
Расцвёл весь коллектив. Каждая роль — жемчужина. Особенно ярко и динамично все проявились во втором акте. Казалось бы, сама фактура актёров противоречит традициям. Городничий (заслуженный артист России Николай Штабной) — худ и строен. «Коротенькие человечки» Добчинский и Бобчинский в спектакле предстают рослыми красавцами (артисты Дмитрий Дроздов и Артём Буняков), слуга Хлестакова Осип, обычно пожилой и умудрённый жизнью человек, здесь юн и плутоват (артист Алексей Перетятько). Но характеры совершенно соответствуют обстоятельствам.
Великолепны массовые сцены. Все, от ветеранов театра до студентов Камышинского колледжа искусств, как-то уж очень радостно подчиняются единому замыслу. Изредка выпадал из ансамбля и стиля только Щербинин, но такое нередко случается и на столичных сценах.
Великолепно музыкальное оформление. Опять заслуга режиссёра и Александра Ферхова. Сцены общения Хлестакова с Анной Андреевной и Марией Антоновной избавлены от пошлости. Артистки Наталья Крючева и особенно Дарья Попова так искренни, так так очарованы столичным гостем, так пластично подчиняются обволакивающей их мелодии, что любо-дорого посмотреть.
Замечателен дуэт Николая Штабного и Натальи Крючевой, когда городничий с супругой мечтают о будущей жизни в столице. Все актёры очень живо и индивидуально реагируют на всё происходящее и говоримое. Взаимодействие на сцене изумительное.
Украшает спектакль тщательная проработка всех образов. Любимец публики Николай Дубровин с большим достоинством играет три роли — трактирного слугу, полицейского Держиморду и купца Абдулина, которого гнобит городничий. Три разных человека. Скоро мы увидим Николая в главной роли в другой премьере. Роль трагическая, полная противоположность образу Хлестакова. И пьеса эпатажная. Молодёжи понравится и будет полезна.
Хороши, колоритны просительницы, пришедшие к «ревизору» с жалобами на притеснения. Как всегда, предельно динамична и выразительна Галина Хвостикова в роли унтер — офицерской вдовы. Удивительна Мария Дроздова в роли слесарши Пошлёпкиной. А вообще в спектакле практически занят весь творческий состав, и это такое яркое, единое, забавное и волнующее зрелище, что остаётся только пригласить всех камышан, не попавших на премьеру, в театр. Посмеётесь, порадуетесь и, как мечтал Гоголь, «многие над многим призадумаются».
Николай Васильевич призвал режиссёров ставить пьесы «под углом нынешних запутанностей». Очень боялась я, что исказят текст комедии, вставят нынешние реплики. Слава богу, этого не произошло.
Только в чудесно оформленной программке приведены интереснейшие парадоксы текущего дня. Умному достаточно. Не зря Гоголь советовал не смотреть на мир сквозь ложные призмы разных партий и до боли сердечной любить Россию и свой народ.
В спектакле много истинно театрального. Прекрасно поставлены танцы Ольгой Шевченко. Всё сделано для утробного хохота, а для общего веселья тонких улыбок, хорошего настроения и семейного просмотра.
Волгоградские артисты Сергей Симушин (НЭТ) и Роман Байлов (Волгоградский музыкальный театр) назвали этот спектакль фестивальным, поздравили камышан с рождением жемчужины юбилейного театрального сезона и наградили почти весь коллектив театра от главного режиссёра до водителя «золотыми» и «серебряными» дипломами. Потом Роман Байлов долго и хорошо пел. Порядком утомившиеся долгим награждением зрители внимательно слушали. Особенно хорошо было смертельно уставшим артистам, которые не сидели в креслах, а с цветами в руках долго стояли навытяжку. До сих пор звучит в ушах: «Не уходи, ещё не спето столько песен...». Не ушли, выдержали.