Принятие бюджета Волгоградской области на 2013 год в очередной раз стало темой для острого обсуждения: как поднять доходную часть областной казны? И в очередной раз финансисты и ученые сошлись во мнении: необходимо кардинально улучшить инвестиционную привлекательность региона.
В интервью ИА «Высота 102» заслуженный экономист РФ, профессор Сергей Сазонов заявил: «Инвестор не придет в Волгоградскую область, пока не будут созданы площадки». Отвечая на вопрос журналиста, экономист отметил две важные составляющие. По его словам, во-первых, существуют большие проблемы в законодательном плане, которые должна решить власть, урегулировав законодательные акты и закрепив представление льгот для инвесторов. Во-вторых, до сих пор не отработано «сочетание вложений частных инвесторов и бюджета — например, на строительство дорог, жилья, в социальной сфере».
«Об этом говорилось на инвест-форуме в Волгограде, — рассказал Сергей Сазанов. — Если приходит инвестор и строит жилье, то на площадке должны быть инженерные коммуникации (электричество, вода и т. д.), а здесь есть проблемы. Этот вопрос создания коммуникаций на площадках должны решать власть и бюджет, тогда стоимость жилья для людей будет дешевле. Инвестор не придет в Волгоградскую область, пока не будут созданы площадки».
Между тем третий по величине город Волгоградской области Камышин в этой теме «прогремел» на всю страну: на него «упало» второе место на первом этапе общероссийского конкурса «Мой регион и город – лучшие!», который провело РИА «Регионы России».
Как информирует РИА «Регионы России», в номинации «Лучший город для инвестиций» боролись множество муниципалитетов. Но самыми открытыми для инвесторов, самыми благоприятными для реализации инвестиционных проектов оказались Братск (Иркутская область) и Камышин (Волгоградская область). По итогам конкурса победителем в этой номинации была признана Администрация города Братск. Организаторы конкурса наградили Главу Администрации Елену Викторовну Гольцварт дипломом о присуждении первого места. Но невозможно было не поощрить и проект, представленный Администрацией Камышина. Диплом о присуждении второго места направился главе администрации Александру Ивановичу Чунакову».
Что же есть в списке инвест-проектов Камышина? Текстильный кластер «Поволжье» стоимостью 5,6 миллиарда рублей (говорится о кластере, как минимум, последние три года!), сиропный завод на 3,7 миллиарда (был в проекте с 2011 года), завод стеклопластиковых труб почти на миллиард (также был еще в проекте 2011 года, а говорилось еще раньше!). С 2011 года остались на бумаге завод по производству интегрированных грузовых платформ (300 миллионов) и полигон для твердых бытовых отходов (252 миллиона).
Реализуется частный проект ООО «Любимый город», которое инвестирует средства в развитие производства. Реализован проект по созданию на бывшем производстве швейной фабрики «Иволга» нового производства «Глория Джинс». Еще один инвест-проект — программу модернизации сетей Водоканала — депутаты местной городской думы продлили до 2020 года.
Важно подчеркнуть, что Камышин в своем инвестиционном паспорте говорит о заявках инвесторов, но не предлагает им площадок. Так называемый «Реестр свободных производственных площадок и земельных участков» многие месяцы находится «в стадии формирования». То есть, реальных предложений для инвесторов по площадкам и земле нет. А все обещания вице-мэра Станислава Зинченко на пресс-конференции чуть ли не бесплатно предоставлять участки под строительство, например, жилья для камышан, остаются на деле словами для прессы. Тем страннее выглядит второе место Камышина в конкурсе.
Для примера посмотрим на победителя номинации — Братск? Этот город расположен в центре Восточно-Сибирского региона. Жителей — около 249 тысяч. Братск — относительно молодой город, средний возраст жителей — 37 лет. Камышин — город пенсионеров, из 117,5-тысячного населения их более 34 тысяч человек. Единственное, что роднит Камышин в Поволжье и Братск в Сибири, — это резко континентальный климат.
Но какая разница в подходе к привлечению инвестиций! На официальном сайте администрации города Братск (http://www.bratsk-city.ru/) выделена отдельной строкой в так называемой «шапке» - закладка «Инвесторам». В ней еще три составляющих: «Экономическое развитие города Братска», «Инвестиционный климат города Братска» и «Перспективы инвестиционного развития города Братска». В последней закладке можно узнать об «Инвестиционных проектах» по сферам «Градостроительство», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Здравоохранение» и т. д., включая «Туризм»; об «Инвестиционных предложениях», среди которых «Строительство охраняемых парковок», «Создание негосударственных дошкольных образовательных учреждений», «Развитие застроенных территорий», «Создание производства по глубокой переработке лесоматериала хвойных и лиственных пород» и проч.
Далее предлагаются к рассмотрению «Свободные промышленные площадки», «Инновационные проекты» и «Социальные инвестиции». В последней закладке читаем одну из строк: «Общество Инвалидов. "ШАГИ". Школа Активного Гармоничного Инвалида. Полная стоимость проекта 126 000,00. Проект поддержан: ООО "Б-100", ООО "Строительно-эксплуатационная компания", ООО "Орхидея Люкс", ООО "Сервис-Ром"». Даже социальные проекты широко освещаются для жителей.Маленькая деталь: инвест-паспорт Братска создан в виде методички (с рекламным дизайном!) на двух языках - русском и английском.
Абсолютного большинства из этого и в помине нет на официальном сайте Камышина. Резонен вопрос: как же мог Камышин занять второе место? В Волгоградской области, в областном центре ищут пути привлечения инвесторов, а за опытом, оказывается, можно съездить в... Камышин. Только где же реальное денежное выражение этого «оцененного дипломом опыта»?
— Инвестиционная привлекательно города складывается не из положительных отчетов, которые есть на бумаге, но за которыми практически нет реальных дел, — прокомментировал ситуацию депутат Камышинской городской думы Николай Малыгин. — Инвестор не придет в Камышин, пока не будут сделаны реальные шаги по налаживанию контакта с ним и предоставлению площадок для инвестиций. Чтобы Камышин был нацелен на развитие, необходимо сформировать перечень и направление перспективных инвестиционных площадок и проектов. При этом потенциальному инвестору необходимо предложить широкий спектр проектов, начиная от производственной и жилищной сфер и заканчивая образовательной, оздоровительной, туристической и прочих. Во многих городах мы видим позитивные примеры сотрудничества городских властей и предпринимателей, когда инвест-проекты реализуются коммерческими предприятиями, но в этом им оказывает содействие администрация города. Потому что реализованные проекты жизненно важны для развития города. Это, в конечно итоге, рабочие места для жителей, налоги в бюджет, жилые, коммерческие, спортивные и прочие новостройки, развитие инфраструктуры города — словом, всё то, что приносит позитивные изменения в жизнь людей.