Текст достаточно большой беседы, которая опубликована ниже, я, несмотря на «многа букафф», решил предварить небольшим вступлением. Где-то года три-четыре назад в научной литературе была опубликована работа ученого из института археологии Российской академии наук А. В. Пачкалова «К вопросу о локализации топонима Calmuzi Sara на карте Фра-Мауро». Так как работа касалась непосредственно Камышина, в 2009 году я связался с Александром Владимировичем, и мы по материалам доклада сделали интервью. Оно вышло в газете «Диалог» и тут же привлекло внимание местных критиков. Как это, увы, часто бывает в Камышине, критиковали не предметно, приводя свои факты и разбивая факты оппонента, а все больше по принципу «пошумим, укажем, оскорбим».
В преддверие Дня города Камышина на сайте infokam.su открыта главная тема, посвященная этому события. Поэтому, учитывая возросшую популярность сайта и непосредственное отношение темы к истории города и края, я решил опубликовать это интервью еще раз. Потому что, во-первых, всегда рад заинтересовать камышан, а во-вторых, полностью согласен с главным краеведом города Евгением Хорошуновым, который написал когда-то о Камышине «свято место пусто не бывает». Действительно, место, где река Камышинка впадал в реку Волгу было заселено разными народами очень давно, и история этого места весьма интересна. Итак...
1459 год. Монах ордена камальдулов Фра-Мауро по заданию сената Венеции заканчивает работу над картой мира. Этот титанический труд прославит его имя на века, но вместе с тем оставит множество вопросов, один из которых напрямую связан с Камышином. О карте монаха, монетах золотой орды и истории нашего города на нашем сайте беседуют исследователь истории, археологии и нумизматики Золотой Орды, кандидат исторических наук Александр Пачкалов (Москва) и руководитель клуба исторических изысканий «КамышинStar» Леонид Смелов.
Л. Смелов: Александр Владимирович, в научной литературе опубликована ваша работа «Calmuzi Sara на карте Фра-Мауро (1459 г.)». Чем же привлек вас труд венецианского монаха?
А. Пачкалов: Не меня одного! Эта карта уже не одно столетие интересует ученых разных специальностей. Правда, в научной литературе отмечалось, что многие объекты на ней отображены неточно или вообще являются плодом воображения автора. Тем не менее территория Нижнего Поволжья на карте Фра-Мауро — это объект давних исследований. Однако до сих остается много неясного в топонимах (названиях), обозначенных на карте. По моему мнению, совершенно справедливым выглядит предложение известного археолога А. П. Григорьева: «Не мешало бы собрать воедино и переиздать все известные науке европейские средневековые карты, на которых нашли хоть какое-то отражение территории России и Золотой Орды, составив при этом их общий указатель географических названий. Уверен, что подобное исследование даст свои плоды. В частности, оно поможет в деле привязки определенных ордынских населенных пунктов к десяткам уже разведанных, но пока безымянных городищ».
Л. С.: Давайте от всего Поволжья перейдем непосредственно к Камышину...
А. П.: Давайте! На карте Фра-Мауро на правом берегу нижнего течения Волги имеется надпись (населенный пункт) Calmuzi Sara. А ведь еще в 1912 году исследователь Фридманн напрямую высказал предположение, что вышеупомянутый топоним соответствует современному городу Камышину. Однако в то время оно не было аргументировано и не получило дальнейшего развития.
Л. С.: Но ведь на территории Нижнего Поволжья в XIV веке располагалось значительное количество золотоордынских населенных пунктов...
А. П.: Конечно, и, к сожалению, археологически они изучены весьма неравномерно. В частности, о золотоордынском поселении, располагавшемся на правом берегу Волги в Камышине, известно немногое. Первые сохранившиеся сведения об археологических находках в вашем городе относятся к концу XIX века. В Историко-географическом словаре Саратовской губернии, составленном А. Н. Минхом, со ссылкой на сообщения священника Троицкой церкви Позднева (1888 год) указывается, что в местности старый город (расположенной в северной части и окруженной валом) после дождей находили мелкие серебряные монеты с татарскими надписями. Некоторые из этих монет были переданы священником в саратовский Радищевский музей. Более подробных сведений о находках, к сожалению, не сохранилось. Сами монеты были, вероятно, утеряны. Приведенные данные и имеющаяся у меня информация о монетном обращении на территории Нижней Волги убеждают, что священником были обнаружены именно золотоордынские монеты!
Л. С.: Какие еще находки стали предметом вашего научного обоснования?
А. П.: В начале XX века протоиерей Петропавловский сообщал саратовскому краеведу А. А. Кроткову о находках джучидских монет (монеты Золотой орды — улуса Джучи) в Камышине. Таким образом, в городе джучидские монеты находили неоднократно! По мнению исследователя золотоордынской культуры Б. В. Зайковского, много раз бывавшего у вас в гостях, находки золотоордынских монет в местности «старый город» свидетельствуют о существовании на этом месте средневекового поселения. Атрибуция всех найденных монет, к сожалению, осталась неизвестной. Но прославленный археолог Г. А. Федоров-Давыдов в сводке находок джучидских монет указывает, что они обнаружены в Камышине (в том числе по одной монете ханов XV века Шадибека и Мухаммеда ибн Тимура!)
Л. С.: Александр Владимирович, монеты — это ваш профессиональный конек, вы опубликовали немало работ по их классификации и сравнению. А были ли еще какие-либо находки?
А. П.: Дополнительная информация о золотоордынском поселении на территории Камышина была получена в 1909 или в 1910 годах, когда, по информации члена Саратовской ученой архивной комиссии В. Н. Павельева, на берегу Камышинки в местности старый город местными жителями случайно были найдены предметы средневекового периода — кольчуга и керамика, близкая по типу золотоордынской. На территории Камышинского района известны находки кладов с монетами Золотой Орды.
Вызывает интерес также то, что, по сведениям Б. В. Зайковского, напротив Камышина в городе Николаевске также располагалось золотоордынское поселение. Очевидно, что переправа в этом месте через Волгу была еще в средневековье. В 1980 году в Николаевске у самого берега Волги был случайно найден клад серебряных монет Золотой Орды. Исследователям удалось собрать информацию о более чем 300 экземплярах (в самом кладе монет было больше, но они разошлись по рукам). Судя по составу клада, он, как и многие другие, был сокрыт во время гражданской войны в Золотой Орде (в 1360-е годы).
Л. С.: А если сравнить топонимы?
А. П.: Известный востоковед, профессор И. Н. Березин еще в середине XIX века (то есть до появления данных о находках золотоордынского времени в Камышине!) высказал предположение: современный Камышин может соответствовать Желтой Трости — Сары-Камышу, месту выдачи ярлыка ханши Тайдулы в 1347 году. Локализацию И. Н. Березиным Желтой Трости у Камышина признавал и уже упомянутый нами выше Г. А. Федоров-Давыдов. Другой исследователь В. В. Григорьев не принял версию И. Н. Березина. Действительно, в тексте ярлыка нет указаний, которые позволили бы локализовать топоним. Версия И. Н. Березина основывалась лишь на внешнем сходстве двух названий.
Но в недавней работе А. П. Григорьева была высказана еще одна версия локализации. По его предположению, возможно, Желтая Трость — Сарыкамышская котловина в районе Хорезма. Однако в другом месте этой же работы автор полагает, что Сарыкамыш — название реки Камышинки. О каком же еще поселении может идти речь, как не о вашем городе, который расположен в устье этой реки?! Связь места выдачи ярлыка Тайдулы и Сарыкамышской котловины, на мой взгляд, вызывает сомнения. Помимо этого, источниками не подтверждается место кочевки ханской Орды в середине XIV века в районе Хорезма. Исходя из этих данных, более предпочтительной является локализация Желтой Трости именно в вашем регионе. К слову, Григорьев также напоминает, что возле Камышина разведано городище, именуемое ныне Шишкин Бугор.
Л. С.: Ага, вот и появился знаменитый Шишкин бугор. Золотоордынское городище в этом месте известно достаточно давно. А ведь есть еще и городище около Терновки. Куда же обратят свой взор археологи?
А. П.: Название Шишкин бугор фиксируется уже в источниках XVII века. Бугор расположен между деревнями Антиповка и Сестренки. Известно, что в начале XX века здесь находили предметы золотоордынского времени, в том числе и монеты.
Л. С.: Я знаю, что будучи научным сотрудником института археологии РАН вы посетили наш край. Вы лично обнаружили что-нибудь интересное?
А. П.: При посещении мною Шишкина бугра в конце 1990-х годов никаких следов поселения замечено не было. Очевидно, золотоордынское поселение на бугре не являлось значительным. Однако оно неоднократно упоминается в археологической литературе. Ваш город, как известно, получил название от речки Камышинки, впадающей в Волгу. Название реки существовало уже в начале XVII века — оно упомянуто в Книге Большого Чертежа всему Московскому государству, составленному по указанию царя всея Руси Иоанна Васильевича после 1552 года.
В связи с топонимом, упомянутым в ярлыке Тайдулы, интересно вспомнить данные, сообщаемые китайским послом Ту Ли-Шенем (начало XVIII века). В его отчете среди нижневолжских топонимов упоминается и русский город Сира Камуси — несомненно, современный Камышин! Таким образом, очевидно, что к русскому уже тогда Камышину иногда добавлялось определение желтый.
Л. С.: Давайте вернемся к карте монаха Фра-Мауро и названию Calmuzi Sara: Так есть ли наш город на древней карте или нет?
А. П.: На месте Камышина, безусловно, было средневековое золотоордынское поселение. Это факт. Отождествление же этого населенного пункта с поселением, обозначенным на карте монаха Фра-Мауро, является научной гипотезой, основанной на информации о следах золотоордынского поселения на территории вашего города и о размещении Calmuzi Sara на правом берегу Волги.
Также вполне возможна связь между топонимом Сарыкамыш в ярлыке Тайдулы и надписью Calmuzi Sara на карте Фра-Мауро. Известно, что на западноевропейских средневековых картах многие золотоордынские топонимы переданы с большими искажениями. Если в Calmuzi Sara переставить слова местами, то мы получим очень сходное словосочетание. Наличие следов золотоордынского поселения в городе Камышине, древность этого топонима, упоминание его Ту Ли-Шенем в форме Сира Камуси позволяют допустить возможность того, что место выдачи ярлыка Тайдулы (Сарыкамыш) может быть связано с современным городом Камышином.
Леонид Смелов: Ваше исследование еще раз подчеркивает, что камышинский край — это настоящий перекресток миров, наций и культур. Александр Владимирович, что бы вы пожелали камышанам?
Александр Пачкалов: Любите свой город, интересуйтесь его историей и помните о его славном прошлом. Нам чрезвычайно важно сохранить наше историческое наследие, поэтому я хочу обратиться к жителям Камышина и Камышинского района с просьбой сообщать исследователям о находках древностей. Надеюсь, научные пути вновь приведут меня к вам в гости, и мы сможем открыть еще много нового!
Еще по истории Камышина можно прочесть здесь: http://www.kamyshinstar.ru/