Мы чтим и помним Сталинград. Здесь ковалась Великая Победа. Сотни тысяч сыновей и дочерей страны положили свои жизни во имя светлого будущего нашей Родины. Но есть среди опаленного войной поколения совершенно особая категория… Это дети. Они, выросшие под бомбежками и стоявшие у станков, пожалуй, больше всех других впитали в себя всю боль и трагедию военного времени.Эти страшные воспоминания
— Я училась в ремесленном училище и работала на заводе «Судоверфь» в Сталинграде, — вспоминает камышанка Полина Петровна Ткаченко. — Когда объявили о начале войны, мне еще не исполнилось четырнадцати лет, поэтому сначала я не осознала всего ужаса этого сообщения. Все понимание пришло потом: проводы на фронт, работа у станка для фронта… И оккупация немцами той части Сталинграда, в которой мы жили. Это были страшные дни и страшные годы, которые всем нам нужно помнить…
Полина Петровна — труженик тыла. Она давно уже на пенсии, но до сих пор слово «Сталинград» вызывает в ее душе бурю эмоций. Психологи единодушны в одном: то, что запомнилось в детстве, не забудется никогда. Тем более когда эти воспоминания буквально впечатаны взрывами бомб и стрельбой на улицах…
В сорок втором вчерашние сталинградские дети уходили на фронт прямо от заводских станков. Ветеран Великой Отечественной войны, старший сержант Лидия Ивановна Желтякова вспоминает:
— С 1933 по 1939 год я воспитывалась в камышинском детском доме имени Розы Люксембург, а потом была направлена на учебу в Сталинград, в школу ФЗУ. 22 июня 1942 года по радио объявили: «Война!». Планы, надежды — все рухнуло в одночасье! В августе я вступила в комсомол и вскоре получила повестку из военкомата. С боевыми друзьями мы освобождали Сталинград, Воронеж, Киев, прошли Польшу и Германию… Тот ужас, который нам довелось пережить, не передать словами: смерть, голод, холод, вши… Война — это очень страшно.
В Сталинград на льдине
Среди множества фронтовых былей, посвященных подвигу народа в годы войны, есть и истории о детях. Удивителен рассказ жительница Нижнего Новгорода Аделина Александровны Жидко о том, как она, будучи ученицей третьего класса, вместе с подругой отправилась на льдине спасать Сталинград…
В феврале 1943 года в Ставке Верховного Главнокомандования разрабатывался стратегический план разгрома под Сталинградом армии Паулюса. В это же время две подружки, которые учились уже в третьем классе, тоже составляли свой стратегический план помощи Родине. Рассудив, что вдвоем им под силу вытащить раненого с поля боя и тем самым оказать посильную помощь, девочки решили во время весенних каникул, когда начнется ледоход, на льдине доплыть от Горького (ныне Нижний Новгород на Волге) до Сталинграда.
В марте, взяв в дорогу сковородку, нож, спички и санки, подружки отправились на Волгу. Льдину выбрали самую большую: толщиной более метра и площадью в пятнадцать-шестнадцать квадратных метров. Девочки решили, что за время плавания такой «корабль» не растает и они благополучно прибудут в Сталинград, где заявят о своем желании помочь Родине. А мамам пошлют письма-треугольнички с фронта.
Поздним вечером подруг сняли с льдины бдительные женщины с красными повязками на рукавах, которые, заметив детей с берега, приплыли на резиновой лодке. Все убедительные рассказы о том, что одноклассницы плывут на помощь сталинградцам, остались не услышанными. «Вот привезем вас, куда следует, — сказали гребцы, — там и расскажете!» В милиции доклад подруг о том, что они могут вытащить с поля раненого и даже умеют ползать по-пластунски, выслушали с пониманием, но, составив протокол, отправили детей домой…
Слово о патриотизме
Сегодня подавляющее большинство россиян — 84% — помнят, с каким событием в истории нашей страны связана дата 22 июня 1941 года. Однако среди людей моложе 25 лет доля знающих и помнящих заметно меньше — 74%. Один из респондентов заметил: «Через десять лет все забудут об этом». Жестокие слова… Страна потеряла почти 27 миллионов человек. Но сухие факты страшной истории не могут передать всю боль и скорбь, пережитую нашим народом. А как же патриотизм?
— Сегодня многие спорят — был ли в годы войны патриотизм? — делится мнением ветеран Великой Отечественной войны, камышанин Иван Павлович Полтарынкин. — Да, был! Несмотря на все трудности и тяготы было огромное стремление разгромить врага и защитить свою Родину! На вопрос, существует ли патриотизм в наши дни, я отвечу: «Да». Считаю, что у русского человека это высокое чувство в крови, он всегда был и будет патриотом.