Песню, строчку из которой я «перелопатил» для заголовка, ныне мало кто знает. А петь, так, наверное, никто уже и не поет. Так что, напомню: речь в первоисточнике идет о герое гражданской войны Щорсе. И вспомнил я его лишь потому, что практически все кандидаты на должность градоначальника позиционируют себя, как «радетеля интересов народа». Что и роднит их, на мой взгляд, с упомянутым выше революционером. Но поскольку не все фамилии наших будущих благодетелей являются «откровением» для камышан, я хотел бы в этой публикации напомнить нашим «щорсам», что бы мы, избиратели, хотели узнать о них.
Беру на себя смелость говорить об этом от лица камышан лишь потому, что даже и мне, знакомому со многими из претендентов, непонятно, почему они до сих пор так невнятны и косноязычны в общении с избирателями. Учитывая, что для некоторых посетителей Инфокама большие материалы не по зубам — «букоф много!» — я взял на себя смелость и выделил десять основных правил общения претендентов на кресло мэра с прессой и избирателями.
К сожалению, большинству камышан до сих пор непонятно, почему тот или другой кандидат так стремится занять должность главы городского округа? Мало того, мне кажется, что некоторые кандидаты и сами не отдают себе отчет в том, как они намерены победить и почему люди должны голосовать за них? А ведь политтехнологи кандидатов первым делом должны были сказать своим работодателям, что если кандидат мямлит что-то непонятное в ответ на ключевые вопросы избирателей, то у его выборной кампании будут большие проблемы.
Конечно, некоторых кандидатов мы знаем давно. Но в то же время мало, что знаем об их «жизненном пути». Уверен, редакции городских СМИ и посетители сайтов должны заблаговременно располагать автобиографиями кандидатов. Не помешали бы и перечни их достижений и свершений. Ну, а о необходимости информации о целях и жизненных ценностях людей, идущих во власть, и говорить не приходится. Это было бы на руку всем. Кандидаты впоследствии могли бы использовать эти материалы для публичных заявлений и печатных материалов. А избиратели заблаговременно сделать выводы о том, насколько близки им эти планы и реальные дела претендентов.
Уверен: человек, замахнувшийся на победу на выборах, должен четко ориентироваться в потоке текущих новостей избирательной кампании. Причем, не столько официозных, сколько оппозиционных. В этой связи кандидаты в мэры должны знать, чего хотят от них редакторы СМИ и электронных порталов, и своевременно выполнять их запросы. При этом всегда быть не только точными и оперативными в изложении фактов, но и высказывать свои суждения так, чтобы они были интересны для редакций и побудили бы журналистов цитировать слова кандидатов.
Четвертый посыл стар, как мир. В процессе подготовки выборов, кандидатам следует опираться исключительно на факты. Журналистам, а вместе с ними и читателям, не интересны вымыслы. Причем по поводу своих оппонентов в первую очередь. В этой связи следующий совет. Оперируйте цифрами. Нынешняя открытость сведений в интернете позволяет найти достоверные сведения как о ваших оппонентах, так и о положении дел в экономике нашего города и отраслей, в которой работают потенциальные избиратели.
В последние избирательные кампании определенную популярность приобрели пресс-релизы. В этой связи добрый совет кандидатам: подойдите к написанию пресс-релизов профессионально. Помните: объем пресс-релиза не должен превышать одной страницы, а подача материалов должна быть активной. Еще один совет: проверьте написанное несколько раз. Фактические и орфографические ошибки могут быть восприняты вашими избирателями не только как признак безграмотности, но и как свидетельство вашего пренебрежения их мнением.
Исследования, в которых мне пришлось участвовать в прошлые выборы, показали растущую роль радиорекламы. В этой связи должен заметить следующее. Заявления и ответы кандидатов на вопросы слушателей должны быть краткими и по существу. Ведь большинство радиостанций используют ныне систему 30-секундных звуковых клипов. Еще одно пожелание: готовьте клипы заранее и закладывайте в них ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
В свою очередь, хочу также обратить внимание журналистов и читателей на то, насколько наши кандидаты образны в своих умозрениях. Если кто-то из них решится на проведение пресс-конференции, то надо посмотреть, позаботился ли он, в частности, о соответствующем антураже. Согласитесь: пресс-конференция по проблемам жилищного строительства вызывает больший интерес, если она проводится на стройплощадке, а не на сцене актового зала администрации.
Как правило, дотошные избиратели в первую очередь обращают внимание на основные лозунги кампании претендентов на должность мэра. Исходя из этого, обязанность сотрудников редакций расширить круг вопрос за счет других тем. А достоинство кандидата будет состоять в том, чтобы не уйти от ответа, и в то же время вернуться к теме, которая является лейтмотивом избирательной кампании.
Продвинутые зарубежные политтехнологи, как правило, выпускают пресс-релизы и радио-сообщения после каждого мероприятия. И, как говорится, даже из ничего стремятся сделать что-то. И они в этом правы. При умении из коротенькой речи перед незначительной группой людей можно сделать такое выступление, которое будет интересно тысячам читателям и радиослушателям.
Еще один посыл состоит в том, что кандидаты и их команды обязаны увязывать возможности платной и бесплатной политической рекламы в прессе. Делать это необходимо! Задайтесь вопросом: кто из кандидатов заработает больше очков у избирателей? Конечно тот, чью статью о его программе по наведению порядка в ЖКХ они прочитают в газете, затем услышат о ней по радио, потом увидят сообщение в телевыпуске выпуске новостей, а через день-два найдут в почтовом ящике письмо с подробным ее объяснением.
Пристрастному читателю Инфокама может показаться, что данные советы на руку лишь недобросовестным кандидатам, которые и так горазды на «охмуреж» горожан. Но вспомните истину: предупрежден — значит, вооружен. В том числе и против уловок нечистоплотных политтехнологов. Ведь про нас, россиян, всегда говорили и говорят, что мы обманываться рады. И эта публикация рассчитана на то, чтобы мы профессионально подошли к оценке претендентов и отдали предпочтение лучшему из них.
В упомянутой выше песне говорится, что «Мы сыны батрацкие». Это, по большому счету, так. Но, надеюсь и на то, что мы «…закалились смолоду, и честь нам дорога». Как дорога она, полагаю, и будущему главе города.