Камышинский участок трассы Р-228 Волгоград ― Саратов всегда пользовался дурной репутацией у водителей как летом, так и зимой. Оживленная трасса, по которой круглый год следуют большегрузы, а летом на юг и обратно «течет» поток северян-отпускников, вызывала массу нареканий. Ни для кого не секрет, что самым отрицательным образом на безопасности движения по этому участку сказывались сложности рельефа (спуски и подъемы), узкая ширина дорожного полотна (7-8 метров), безобразное состояние покрытия, отсутствие обочин и оборудованных мест для стоянок. В совокупности эти проблемы создавали условия для ДТП, что подтверждено статистикой ГИБДД.
Около пяти лет назад в Саратовской области был осуществлен ремонт участка трассы Р-228 Волгоград ― Саратов по направлению к границе Камышинского района. Нормальное качество работ, разумное проектное решение привели к тому, что этот участок дороги имеет хорошую репутацию у водителей. Также следует отметить ― обслуживание данного участка дороги осуществляет ФКУ «Поволжуправтодор» (г. Пенза).
По территории Камышинского района обслуживанием трассы Р-228 осуществляет ФКУ Упрдор «Каспий» (г. Тамбов), которое и выступало заказчиком в ходе проводимого последние полтора года ремонта этого участка.
Следуя из Саратова в Волгоград, нельзя не обратить внимания на принципиально разное состояние дороги на участках Саратов ― граница Камышинского района и граница Камышинского района ― Камышин.
Однако климатические катаклизмы зимы 2012 года (снегопад, порывистый ветер, метель, сопровождаемые 25-35-ю градусами мороза) привели к тому, что этот участок стал самым упоминаемым в областной и федеральной прессе. Человеческие жертвы и крайне тяжелые спасательные работы, проводимые уже две недели, стали следствием ряда обстоятельств, на которых считаю необходимым остановиться подробно.
Я уверен, далеко не во всем виновата природа. Действия местных и областных властей я считаю абсолютно правильными и своевременными, борьба со стихией была поставлена на должном уровне. Изучив этот участок трассы, мнения главы Камышинского района В. А. Ерофеева, председателя совета директоров ООО «Русойл» А. П. Щеглова и других людей, которые провели все кризисные дни на трассе, я сделал вывод о том, что наиболее проблемные участки связаны с реконструкцией дороги, проведенной в 2011 году, заказчиком в которой выступил ФКУ Упрдор «Каспий» (г. Тамбов).
При этом:
1. В ходе ремонта практически не осуществлялось расширение проезжей части, обочины сделаны узкими, и выполнялись они без предварительного утрамбовывания грунта. Установка дорожных ограждений из металлического профиля при данном подходе ситуацию не спасает, а наоборот, усугубляет.
2. В ходе выполнения ремонта выполняется большой объем вспомогательных работ по устройству временной объездной асфальтированной дороги. Возникает ощущение несоотносимости узко бюджетного варианта реконструкции и большого количества дополнительных затрат.
Очевидно, что снежные перемёты и заносы образовывались, как правило, именно в узких местах дороги, где установлены ограждения. Каждый, кто помнит времена Советского Союза, знает, что такое снегозадержание. В нашем случае ограждения из металлического профиля стали причиной образования гигантских снежных заносов перед ними по направлению ветра. Затем в считанные минуты дорога на этом участке переметалась. В "узких" местах возникали пробки из автомашин, к которым из-за тех же ограждений едва могла пробиться техника для спасения пострадавших и устранения пробок.
На эти проблемы неоднократно указывали СМИ:
«Люди не ломались, металл ломался!»
В Камышинском районе ремонтируют участок федеральной трассы
«Медики Волгограда пытаются спасти обмороженного паренька от ампутации»
Семья тракториста, погибшего при ликвидации снежных заносов в Камышинском районе, получит компенсацию
Движение по трассе Волгоград-Саратов восстановлено ...и ряда других.
Считаю, что зима 2012 года, вернее, проблемы, которые она наглядно продемонстрировала, могут повторяться и в дальнейшем, если не будут сделаны определенные выводы.
В связи с вышеизложенным я считаю необходимым обратиться к прокурору Волгоградской области В. В. Чурикову с депутатским запросом по следующим вопросам:
1. Инициировать проведение экспертизы проектно-сметной документации по ремонту участка трассы Р-228 Волгоград ― Саратов в Камышинском районе силами независимых экспертов, в т.ч. на предмет эффективности и оправданности использованных проектных решений.
2. Инициировать проверку объемов и качества выполнения работ на данном участке в ходе реконструкции участка трассы Р-228.
Я считаю необходимым просить главу Администрации Волгоградской области С. А. Боженова:
1. Обратиться к Президенту и Председателю Правительства РФ с предложением о выделении финансирования на устранение ошибок, допущенных в ходе реконструкции участка федеральной трассы Р-228 Волгоград ― Саратов в Камышинском районе.
2. Инициировать вопрос о создании ФГУ по обслуживанию федеральных дорог в Волгоградской области в г. Волгограде вследствие неэффективной эксплуатации федеральных дорог на территории Волгоградской области ФКУ Упрдор «Каспий» (г. Тамбов) или переносе данного предприятия в г. Волгоград, так как считаю, что удаленность от реального нахождения эксплуатируемых дорог приводит к формальному подходу и непониманию серьезности проблем.