Субботнее утро. Город только просыпается. Укутавшись в теплые вещи, спешу к остановке в Бухте. Здесь меня ждут творческие люди, решившие отправиться в этот морозный день в г. Котово. И не просто на экскурсию по городу, а на интереснейший мастер-класс «Знакомство с гончарным кругом», организованный художественной галереей. Руководитель галереи Чуксина Юлия Александровна, известные художники Александр и Светлана Саблины, студенты Колледжа искусств ― все в сборе, а это значит, что пора в путь.
История начинается в дороге
Едем по заснеженной дороге, любуясь зимним пейзажем. Одинокие дома погружены в снег, каждая штакетина заборов заботливо одета в белоснежную рукавичку. Наконец, прибываем в пункт назначения ― Районный дом культуры г. Котово, где нас радушно встречает Наталья Олеговна, руководитель гончарной мастерской. Следуя за нашим «гидом», поднимаемся на второй этаж и попадаем в небольшую мастерскую. Заняв свои места, обращаем взор на Наталью Олеговну, которая начинает свой рассказ с истории использования глины. Оказывается, гончарное дело зародилось в эпоху палеолита (ок. 27 тысяч лет до н.э.). Тогда из глины делали примитивные фигурки и украшения.
С появлением технологии обжига стало возможным делать глиняную посуду для приготовления пищи. И только около 4 тысяч лет до н.э. профессия гончара приобрела особый статус и уважение, именно в это время был изобретен гончарный круг, благодаря которому изделиям можно придавать правильную форму. В настоящее время различают глину семи цветов: голубого, белого, красного, серого, желтого, зеленого и коричневого. Иногда встречается и черная глина. Котовчане используют, в основном, красную и серую глину, которую добывают в селе Перещепное. Сами мастера называют эту глину святой, поскольку рядом с этим местом расположен родник. Глину привозят в мастерскую, и начинается самое интересное. Чтобы глина приобрела эластичность, ей необходимо отстаиваться 3-4 месяца, после этого глину протирают через сито и выливают на гипсовые плиты, хорошо впитывающие воду. Через несколько дней глину скатывают в небольшие рулоны, из которых можно сделать шарики или брикеты, и в таком состоянии глина хранится очень долго.
Пришло время переходить от слов к делу. Засучив рукава, перед нами появляется мастер гончарного дела Лебедев Александр Дмитриевич, до этого скромно стоявший у двери и изредка комментирующий все происходящее. Вот тут-то и начинается самое интересное. ― Отделяем от глины небольшой кусок и придаем ему шарообразную форму, ― начал свой рассказ Александр Дмитриевич, ― резким движением бросаем ком в середину гончарного круга, раскручиваем круг, смачиваем руки водой, прижимаем к кругу глиняную массу и начинаем придавать ей форму. Далее следует интереснейший процесс, в результате которого мастер снимает с гончарного круга идеально ровный предмет домашнего обихода.
Наши восхищенные взоры ― лучшая награда для мастера.
― Итак, кто пойдет первым?
Студенты замирают, не в силах решиться на столь «отчаянный» шаг. Ситуацию спасает Александр Саблин («сэнсэй», как выразился один остроумный студент), твердо решивший освоить гончарное дело. Со стороны может показаться, что работа на гончарном круге ― не такое уж и сложное ремесло, мол, кинул кусок глины на круг, сформировал из него кувшин, крынку или тарелку, обжег и наслаждайся результатом своего труда. Не тут-то было! Чтобы изготовить ту же крынку или вазу потребуется несколько занятий с мастером, и за это время придется испортить не один кусок глины, вымазаться с ног до головы, наконец, научиться «чувствовать» глину.
Рассказывает Мастер
Пока «сэнсэй» Саблин постигал азы гончарного дела, а его студенты, затаив дыхание, наблюдали за эти процессом, мне удалось пообщаться с руководителем гончарной мастерской.
― Наталья Олеговна, как давно была образована мастерская? Много ли желающих посещать занятия?
― Мастерская «Живая глина» появилась еще в 1998 году. За это время многие котовчане освоили азы гончарного дела. Один приходит, чтобы сделать игрушку или вазочку в подарок, другой хочет учиться более сложным вещам. Сейчас в мастерской постоянно занимаются 5 детей и примерно 15-20 взрослых. Делаем с ними посуду, игрушки, свистульки, сувениры к Новому году.
― Участвуете ли Вы в выставках декоративно-прикладного искусства?
― С удовольствием принимаем участие в различных выставках: областная выставка декоративно-прикладного творчества «Живая старина» (г. Волгоград), на которой представлены изделия из природного материала: лозы, дерева, глины и др.; областная выставка «Диво дивное»; выставка-ярмарка «Лазоревый Цветок» (г. Волгоград); фестиваль мастеров художественной обработки природных материалов «Краснотал»; «Осенняя ярмарка искусств» (выставочный зал им. Г.В. Черноскутова, г. Волжский) и др. Сейчас готовимся к российско-германской предрождественской выставке-ярмарке, которая пройдет 25-27 ноября в Волгограде.
Вот это мастер-класс!
Пока я интересовалась успехами мастерской «Живая глина», студенты Колледжа искусств в порядке «живой очереди», под чутким руководством мастера, постигали азы гончарного дела. В результате нескольких попыток 3 глиняных изделия заняли свое почетное место на столе, теперь им предстоит длительный процесс сушки и обжига. После такой обработки данное изделие можно смело использовать в быту. Стоимость гончарного круга составляет около 25-30 тыс. рублей, а печи для обжига глиняных изделий ― около 70 тыс. рублей, поэтому пока приходится только мечтать о создании гончарной мастерской в Камышине.
Мастер-класс подошел к концу. Полученные впечатления и фотографии еще долго будут напоминать о знакомстве с настоящими мастерами гончарного дела. Самое интересное заключается в том, что это была не единственная поездка к котовчанам: художественная галерея приглашает всех желающих посетить следующее занятие в мастерской «Живая глина». Стоимость мастер-класса составляет 250 руб./чел., предварительная запись по телефону обязательна.
Кроме того, галерея приглашает всех камышан на цикловые мастер-классы: «Бисероплетение» (мастер Федорова Н.А.), «Сухое и мокрое валяние» (мастер Марченко О.В.), «Лыковая кукла» (мастер Серокурова Т.Ф.), «Мастерская академического рисунка» (мастер Основенко Л. И.). Группы формируются по предварительной записи по тел: 8 (84457) 3-74-08.