Для начала немного истории... Клуб предпринимателей «Меркурий» при Камышинской торгово-промышленной палате возник достаточно давно. Впрочем, впоследствии он погрузился в некую спячку. Жители Камышина помнят 2005 год, когда со страниц газет они узнали информацию: бизнес-клуб «Меркурий» при Камышинской торгово-промышленной палате провел заседание на тему «Возрождение духовности в нашем городе». Дело происходило в канун Нового года, и гостям клуба (встреча проходила в одном из кафе) впервые были продемонстрированы фотографии будущего кафедрального собора Димитрия Солунского, который, как написали в последовавшем пресс-релизе, «планируется возвести на пересечении улиц Ленина и Некрасова на месте расположившейся пока автостоянки».
Тогдашний президент ТПП Борис Викторович Таранов, по его признанию, проекту порадовался. Ожидали только отмашки: давайте, мол, предприниматели собирать деньги на будущий собор. Но на этом «большая заявка» бизнес-клуба как-то незаметно сошла на нет. «Меркурий» ушел в тень: о деятельности клуб замолчали...
Всё возвратилось на круги своя с приходом в КТПП нового руководства. Наступил 2014 год, который уже сейчас можно назвать для бизнес-клуба «звездным»: практически ежемесячно клуб проводит заседания, на которых обсуждаются самые животрепещущие вопросы. На заседания приглашаются (и приходят!) первые лица города — глава Владимир Пономарев, руководители комитетов и отделов администрации.
Да и темы затрагиваются весьма злободневные — например, где изыскать налоговые резервы для пополнения бюджета Камышина? На первом заседании говорилось много правильных вещей, однако, если рассмотреть эти диспуты во временной составляющей, то окажется, что воз весьма часто оказывается на одном месте.
Эйфелева башня — это пирамида Хеопса после уплаты налогов
На втором заседании, посвященном сбору налогов, прозвучали откровенные признания. Президент КТПП Иван Володченков, например, открыто констатировал, что налоги для предпринимателей — это «расходы, а расходы нести никто не хочет». Заместитель начальника налоговой инспекции Наталья Карпенко прямо назвала позицию предпринимателей «воинственной». «Не хотят платить налоги», — призналась налоговик.
При этом прозвучала достаточно «радужная» цифра: бюджет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года пополнился на 16,6 млн рублей. Увы, и.о. председателя комитета экономического развития Дмитрий Резвов развеял надежды, сказав что рост (он примерно равен 10 %) сложился из налога на доходы физических лиц, но не в бизнес-сфере. «Этот рост произошел, в основном, из-за увеличения заработанной платы в бюджетном секторе», — констатировал Резвов.
В итоге, разговор на дискуссионной площадке бизнес-клуба «Меркурий» вновь зашел о совершенствах и пробелах российского законодательства. Образно говоря, «ушла» тема из Камышина. Возвратил всех на волжскую землю предприниматель Анатолий Ярмолович, который высказался в том духе, что резервы следует искать в Камышине, что в городе нельзя делить предпринимателей на «своих и не своих» и что только диалог администрации, налоговиков и предпринимателей способен принести результат.
Разговор состоялся. Уже второй. Но виден ли свет в конце тоннеля? Видны ли подвижки на местном камышинском уровне? Похоже, что нет.
Судя по нашим дорогам, закончилась не зима, а война!
Чтобы не быть обвиненными в предвзятости, возьмем для примера другой спор. На заседании бизнес-клуба «Меркурий» рассматривался вопрос о состоянии дорог в Камышине и о том, как улучшить пропускную способность Бородинского моста. Говорил много, говорили о разном...
В «сухом остатке» — очередное обращение к администрации города с просьбой изыскать средства в бюджете для ремонта дорог. Очевидный шаг, не находите? Стоило ли вообще сводить к нему диспут. Тем более в стенах бизнес-клуба председатель комитета ЖКХ и КС Алексей Камельгак честно признался: «Нет асфальта своего, потому что завод остановил работу».
А далее — немая сцена. Городу нужен асфальт, но предпринимательское сообщество понимает — «это не тема» для бизнеса на камышинской земле: сегодня здесь проще собирать и сдавать металлолом, чем производить асфальт или строить дома.
По Бородинскому мосту тоже было много предложений, однако все они, включая новые съезды с моста, опять-таки требуют капитальных вложений. А подобных вложений нет, потому что бюджет Камышина — это, по сути, ежемесячное сведение «дебита с кредитом». Основная сумма «уходит» на зарплаты работникам бюджетной сферы, а то, что остается, пускается властями для решения сиюминутных проблем, которых у Камышина — «не счесть числа». Тут и долги банкам, и дороги, и благоустройство, и все-все-все.
Тут мы вновь возвращаемся к вопросу о необходимости подобной дискуссионной площадки. С одной стороны, во многих городах торгово-промышленные палаты являются активными участниками общественной жизни. Это и понятно, ведь в ТПП сконцентрированы деловые люди — бизнесмены, которые могут не только «сотрясать воздух словами», но и выдавать конечный продукт, вкладывая в него собственные денежные средства и силы своих предприятий. Этим мощным потенциалом не располагает, к примеру, ни городской совет ветеранов, ни, тем паче, общество инвалидов. Будет ли реализован этот потенциал в Камышине?
Трудности похожи на собак: они кусают лишь тех, кто к ним не привык
За комментарием infokam.su обратился к предпринимателю Анатолию Ярмоловичу:
«Давайте смотреть правде в глаза, какой бы горькой она не оказалась. Бизнес-клуб «Меркурий» был создан как некий элитный клуб «победителей» после победы Александра Чунакова на выборах 2004 года. Ни для ни кого не секрет, что эту победу обеспечивал определённый круг бизнесменов, которые (в обмен за поддержку Чунакова) получили более близкий доступ к «телу», как выразился сам Чунаков, открывали дверь его кабинета ногой...
Вот тут и встал вопрос: как отблагодарить остальных помощников? Всем позволить открывать дверь ногой — себя не уважать. Для этого и придумали неформальный способ общения «венценосного» со своими «вассалами», где все его приверженцы могли лицезреть его и приобщиться к «миру избранных». Ближайший круг «избранных» восседал с «венценосным» за главным столом, а остальные приглашённые занимали столы в зависимости от их «близости к телу».
На первые заседания этого клуба инакомыслящие не допускались, а пропустить заседание без уважительной причины было равносильно исключению из числа избранных. Сказать правду о том, кто утверждал списки приглашённых может только Борис Таранов, но я не думаю, что он захочет раскрыть секреты своей «кухни». В последнее время, перед своим уходом на заслуженный отдых, Б. Таранов снял розовые очки: как-то раз, сидя рядом со мной на одном из совещаний, он задал мне вопрос, кивнув на находившегося на трибуне Чунакова: «Толя, что с ним произошло, он же не был таким?». Это по истории создания «Меркурия»...
Что имеем сегодня? В недалёком прошлом нынешний глава города Владимир Пономарёв бывал на заседаниях «Меркурия» и, возможно, решил пойти по пути пройденным А. Чунаковым — возродить заседания, при этом, пригласив на них «разношерстный» народ. Этому есть объяснение: на дворе не 2004 год, когда промышленность находилась на подъёме, а 2014-ый — когда город дошёл до черты обвала экономики, за которой — крах бюджета.
На повестке дня острее всего встал вопрос: «Что делать?» Поскольку администрация делами экономики не занималась, не занимается и похоже, заниматься не собираются, то, естественно, срочно понадобилось предложения «с низов», что мешает работать. Как долго продлится это общение — покажет время, а пока можно высказать наболевшее открыто...
Надо признать, что открытое высказывание своих взглядов не всем по душе, потому что все выступающие прежде, чем высказать предложение, говорят о том, что сейчас происходит в городе. И эти высказывания далеко не лестные! Присутствующие чиновники начинают активно возражать, но вскоре у них заканчиваются аргументы для того, чтобы «подсластить» на горькую правду сегодняшнего бытия.
Довольно странным выглядело удивленное заявление налоговой инспекции в лице Н. Карпенко о том, что предприниматели настроены враждебно. Меня так и подмывало спросить её: «Что же, вас хлебом-солью встречать?»
Чтобы понять глубину пропасти, которая сегодня разделяет предпринимателей и чиновников, вынужден напомнить знаменитую фразу из фильма «Убойная сила»: «Это наша корова! И мы её доим!». Да-да, все годы весь бизнес воспринимается чиновниками, как некая дойная корова, но корова эта не принадлежит чиновникам! Она, можно сказать, «дикая»: пасётся там где придётся, питается подножным кормом. Что же так удивляет чиновников в том, что молока эта корова даёт мало, если любой селянин знает, что для получения высоких надоев, корову надо усиленно кормить отборным сеном и комбикормом, содержать в тёплом и чистом хлеву.
Видимо, наши чиновники не от сохи. Заняв должности, они только и умеют, что «доить». Для увеличения «надоев» они придумывают различные комиссии — иногда абсолютно незаконные. На заседания таких комиссий под всеми предлогами вызывают «на ковёр» предпринимателей и требуют увеличения собираемости налогов. Какие предлоги? Совершенно различные! Например, в налоговом кодексе записано право налоговиков получать объяснения, но там не сказано, что давать их надо по любому «чиху» налоговика, а только в том случае, если в сданном отчёте есть неясности и противоречия. На первый взгляд, ничего противоречащего закону нет — все случаи, когда вас могут пригласить прописаны. Но это только на первый. Вызывают давать пояснения по любому поводу и без повода, даже тогда, когда проверяющий не может приплюсовать несколько строк и понять, откуда взялась та или иная цифра баланса. Вызывают для объяснения, почему у предприятия нет прибыли. При любом возврате из бюджета авансового платежа — проводят камеральные проверки, требуя все документы за отчётный период.
Все эти действия прописаны в налоговом кодексе и не противоречат закону, но как должны реагировать люди на то, что их «камералили» три года за все отчётные периоды, а потом опять приезжает выездная налоговая проверка и проверяет по-новой уже проверенные отчёты? Бухгалтера некоторых предприятий не вылезают из налоговой инспекции годами, работая подносчиками документов! Зачастую они не успевают выполнять свои прямые обязанности — ведение бухгалтерского отчётности.
На вполне нормальный вопрос чиновникам об увеличении «надоев»: «А покормить «бурёнок» (оказать помощь) не пробовали?» — оппоненты реагируют не совсем адекватно. Например, как присутствовавший заместитель прокурора Ларин, сказавший: «В этом мы можем усмотреть коррупционную составляющую!» А усмотреть нарушение закона в комиссии пенсионного фонда по работе с просроченной задолженностью — слабо? А я вот — усматриваю! Жаль, что так же считают немногие, а остальные предпочитают в юридические дебри не вдаваться и не выяснять, что это за комиссия такая заседает, состоящая из сотрудников пяти федеральных структур, каждая из которых, законодательно наделена законом своими правами. Где можно ознакомиться с положения о создании этой комиссии, её полномочия, кто принял постановление о её создании и имел ли принявший основания принимать такое постановление, кто их всех собрал этих чиновников в одну кучу? И шлёт эта «комиссия» уведомления явиться на её заседание для заслушивания по неуплате отчислений, а народ безропотно бредёт на её заседания.
Мне интересно было бы задать вопрос нашим чиновникам: какой бы выбор сделали они, случись им нужда выбирать между возможностью накормить своего ребёнка или отдать деньги, которые пойдут на зарплату бездельникам? Меня, как предпринимателя, не убедил ответ заместителя прокурора Ларина, что, наверное, у пенсионного фонда есть какое-то положение о создании такой комиссии. Я бы понял его, если бы он занимал такую же позицию, реагируя на жалобы о невыплате заработной платы и отвечая жалобщикам, что наверное, у директора есть какое-то основание не платить зарплату работнику. Ситуация равнозначная, а подходы — разные. Пока предвзятое отношение чиновников к тем, кто их кормит не поменяется, толку не будет, а неуклюжие попытки выгородить одним чиновником другого, лишь увеличивают пропасть.
Почему люди должны отдавать последнее для того, что бы чиновник сладко ел и мягко спал? Почему чиновники получают заработную плату регулярно и при этом, на мой взгляд, ничего не делают для спасения ситуации, а город — у черты банкротства?
Я понимаю так: нет налогов — нет зарплаты чиновникам! Так — и только так! — мы можем заставить чиновников вспомнить о тех, кто их кормит. При этом ввести категорический запрет на получение городом кредитов на выплату заработной платы этим же чиновникам.
На последнем совещании «по горячим следам «Меркурия» я задал вопрос: «Сколько предпринимателей ликвидировалось в 2013 году?» Прозвучал ответ — 1 000 человек. Мой вопрос, сколько предпринимателей зарегистрировалось в 2013 году, остался без ответа. Как я понял, чиновников не интересует, сколько у них появилось новых налогоплательщиков, или количество таковых столь мало, что стыдно даже оглашать. Ну, не вяжутся эти цифры с былой уверенность начальника МИФНС России № 3 по Волгоградской области Левачковой в том, что на место ушедших — придут новые.
Один из выступавших (по-моему, Сергей Зуб) рассказал о том, как живётся предпринимателям сегодня. Он привел данные: раньше количество проверяющих было шесть, а сегодня их стало — тридцать. При этом надо понимать, что эти тридцать не идут к той тысяче предпринимателей, которые закрылись, а идут к тем трем с половиной тысячам, которые «пока выживают», а значит, налоговая и административная нагрузка на оставшихся, увеличилась, как минимум, на 27%. И это только за счёт сокращения числа предпринимателей!
Все прекрасно понимают: любая проверка не уйдёт, пока не выпишет штраф или не найдёт недоимку, — иначе проверяющих выгонят из этих структур. Слова Президента «перестать кошмарить бизнес» относятся к кому угодно, но только не к нашим чиновникам.
Кто-нибудь задумывался над вопросом, почему все частные торговые площади и офисные помещения оказываются востребованы гораздо быстрее, чем такие же площади предлагаемые администрацией? На мой вопрос: «Сколько несданных в аренду помещений есть сегодня у администрации?» — прозвучал ответ: «Более 60». Предприниматель Пегусов удивился и сказал, что он готов развивать свой бизнес, но не может снять подходящее по цене помещение. Оно и понятно, когда цены за квадратный метр доходят до 1200 рублей. Что в итоге? А в итоге у администрации стоят более 60 помещений, не сданных в аренду, и администрация не получает за эти тысячи квадратных метров арендную плату! При этом предприниматели не могут развивать свой бизнес и платить людям зарплату и НДФЛ в бюджет.
Кто страдает при этом? Все стороны! Но город страдает вдвойне — нет арендной платы и НДФЛ. Я рад, что начальник отдела инвестиций городской администрации рассказывает собравшимся о том, что говорит Президент. Но! Я хотел бы послушать его о том, что конкретно он (или его отдел) сделал за всё время нахождения в администрации для того, чтобы инвестиции потекли в Камышин. Вот только рассказывать о количестве проведённых бесполезных совещаний мне не надо.
Пока от заседаний клуба «Меркурий» есть польза. На днях меня удивили дважды. Мне позвонили из ТПП и сообщили о том, что администрация готовит реестр из 46 свободных помещений — цена за квадратный метр будет составлять от 150 до 300 рублей. Это хорошо, но мы же камышане и помним, как эта цена не раз менялась вскоре после того, как появлялся арендатор. Для того, чтобы появилось доверие к власти, понадобится длительное время, — наскоком здесь ничего не добьёшься! На последнем совещании по внедрению предложений высказанных на заседании клуба первых лиц города уже не наблюдалось...
Меня часто спрашивают, почему я называю нынешнюю администрацию «небожителями»? Для этого у меня есть все основания. Подумайте сами, как можно называть человека, пришедшего во власть и пилящего сук, на котором этот чиновник сидит, не утруждая себя заботой о благе тех, кто его кормит? Только «небожителем» — такой человек долго на Земле пребывать не собирается, он думает, что на его век благ хватит, а потом он перенесётся на небеса.
До каких пор в предложении чиновнику, оказать помощь предпринимателю, попавшему в сложную экономическую ситуацию, будет усматриваться коррупционная составляющая? Для того, чтобы возникло доверие между людьми и администрацией, необходимо кое-кому вспомнить, для чего формируются в России органы государственной власти и какие вопросы они должны решать, за что отвечать. Может, пора перестать корчить из себя небожителей и просиживать время на бестолковых совещаниях, изображая важность и значимость, а вернуться к рассмотрению простых житейских вопросов: предоставить место в детском садике Иванову, починить канализацию Петрову, решить ситуацию предпринимателю Сидорову, как ему получить рассрочку по уплате налогов, а для этого — помочь ему взять кредит, но не под грабительские 30%, а под ставку рефинансирования ЦБ + 1%, да ещё под гарантию администрации?
Вот тогда у администрации появится право требовать что-либо от предпринимателей. Надо помочь производителю Самойлову в размещении его продукции в сетях местных магазинов? Помогайте! Ведите переговоры — хоть с Богом, хоть с чёртом, но решите этот вопрос! И тогда в городе останутся выручка от продажи товара ИП Самойлова, а он заплатит налоги и зарплату. Налоги пойдут в бюджет, а зарплата — в торговлю, ЖКХ и на оплату других потребностей людей. Торговля получит прибыль и выдаст денежки своим работникам, тем самым подтвердив постулат Карла Маркса «товар-деньги-товар», обеспечив движение денег.
Собирается инвестор построить цех и обеспечить работой несколько десятков человек? Пусть строит! Для этого дайте ему бесплатную землю на период строительства, но обговорите сроки строительства и укажите, сколько будет стоить эта земля после пуска цеха. Заработает устойчиво промышленность, будет человек уверен в стабильности на своём рабочем месте — увеличится рождаемость и, как следствие — понадобится новое жильё, на приобретение которого людям понадобится ипотека. Будет ипотека — заработают банки.
Всё это можно решать в пределах нашего региона — при этом главным должен быть вопрос, не сколько получит чиновник в карман от реализации проекта, а какова будет польза от реализации проекта для города. Чиновники, если захотят, могут решать любые вопросы, а если не захотят, то могут и легко «отмазаться», сказав дежурную фразу: «Закон не позволяет нам вмешиваться в экономическую деятельность предприятий...», что в переводе на народный язык означает: «Да не хочу я этим заниматься!» Именно это мы и видим сегодня в Камышине.
И последнее, можно 100 раз провести заседание клуба «Меркурий» и получить 1000 подсказок по решению животрепещущих вопросов, но при этом продолжать всё ту же политику по формировании администрации без конкурсов, по непонятному людям принципу назначения на должности (а вернее — понятному: только своих родственников или будущих «подельников»). Результат от этих заседаний будет нулевой, ибо лично я не вижу в администрации людей способных к созиданию, а новые назначения лишь усиливают моё мнение.
Я часто вспоминаю фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Цитадель», в котором генерал Котов взял черенок и пошёл на штурм крепости, понимая, что идёт на верную смерть. Но он не мог поступить иначе, отправив на смерть 15 тысяч безоружных людей. Он не мог сам отсидеться в блиндаже — совесть не позволила бы ему спокойно жить с этим дальше. Вы спросите, при чём здесь это? Отвечу — люди его поняли и пошли за ним, пошли осознанно. Так вот, Камышину сегодня нужен именно такой «генерал Котов», способный не пускать решение вопросов на самотёк, а молниеносно принимать правильные решения. Такого человека в администрации пока не видно, а городу предложили то, что оказалось, — Пономарёва и Зинченко... Этим — всё сказано».