Именно так, немножко неправильно стилистически, но совершенно точно по-существу отвечаем мы, библиотекари, когда наши посетители хотят узнать о фронтовых судьбах своих близких по электронным базам данных Центрального архива Министерства обороны РФ. Загружая в библиотечные компьютеры анкетные данные, мы неизменно видим волнение, печаль и гордость потомков героев той самой страшной войны.
Вот уже более месяца в Центральную городскую библиотеку приходят камышане, чтобы узнать о военных судьбах близких людей. Мы решили повторить в библиотеке онлайн-акцию «Судьбы героев войны», которая проводилась в День Победы в шести крупных городах России: Москве, Твери, Самаре, Екатеринбурге, Перми и Казани. За один день – 9 мая – более 540 000 человек сделали запросы по двум открытым базам данных Центрального архива Министерства обороны.
Наша библиотека решила приурочить начало акции к 22 июня – Дню памяти и скорби. С первого дня проведения акция показала, как дорожат люди памятью о родных и близких – участниках священной войны мы видим неизменное волнение, когда на мониторе появляются архивные данные.
Такое же волнение испытала и я три месяца назад. Услышав от Виталия Анатольевича Осипова - учителя истории из школы № 4 – о возможности поиска родных по открытым сайтам «Мемориал» и «Подвиг народа», я попросила его проверить сведения о моих родных дядях. Три старших брата моей мамы – уроженцы села Рыбинка Ольховского района – не вернулись с полей сражений.
Илларион Квасников (1903 г.р.) и Василий Квасников (1908 г.р.) пропали без вести. А вот об Иване Квасникове (1914 г.р.) есть записи в «Книге памяти Волгоградской области». Помню, как сжалось сердце, когда я прочитала, что любимый мамин брат погиб в последние дни войны - 25 апреля 1945 года – и похоронен в г. Пилау (Калининградская обл., ранее – Кенигсберг).
И вот Виталий Анатольевич провел поиск на одном из компьютеров, установленных в читальном зале. На сайте «Подвиг народа в Великой Отечественной войне» открылся наградной лист на гвардии старшего сержанта, командира 76-миллимитрового орудия Квасникова Ивана Гавриловича. Я читала и перечитывала строки: «Представляется к награждению орденом Красная Звезда»,приказ от 4 марта 1945 года.
Мое тогдашнее состояние полностью соответствовало строчкам Булата Окуджавы: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Ведь через 52 дня после награждения, не дожив до Победы всего две недели, он погиб при освобождении Восточной Пруссии. А вместе с горьким чувством обиды на несправедливость жестокой войны пришло и чувство настоящей гордости. Ведь награждение орденом Красной Звезды говорило о том, что воевал крестьянский сын Иван Квасников честно и храбро. Жаль, что не успела узнать об этом моя мама - Ольга Гавриловна, давно ушедшая из жизни. Но ведь есть такая истина –
у Бога все живы.
Очень волнующие минуты при поиске родных пережила Ольга Олеговна Попова, преподаватель иностранных языков. На сайте «Мемориал» она, коренная камышанка, нашла сведения о своем дяде, уроженце г. Горький (Нижний Новгород ). Герман Степанович Кардаш ушел на фронт в первые дни войны восемнадцатилетним юношей, а 27 декабря 1942 года погиб.
Когда Ольга Олеговна прочитала эти строчки из «Донесения о безвозвратных потерях», у нее на глазах появились слезы, и она поделилась с нами своими чувствами: «Как жаль, что уже нет в живых старших родственников, чтобы они это увидели своими глазами».
А затем Ольга Олеговна решила попытаться найти сведения о сыне старейшей камышинской учительницы - Остроумовой Л. В. Лидия Васильевна Остроумова - учительница математики – всю жизнь дружила с бабушкой О. О. Поповой - Матроной Григорьевной Барышниковой, преподававшей французский язык. Маленькая Оленька Попова с детства запомнила из разговоров взрослых, что у Лидии Васильевны пропал на войне единственный сын Борис, что он оказался в фашистском плену.
Мы провели поиск на сайте «Мемориал» и получили этому подтверждение. В базу данных «Мемориала» включены трофейные немецкие карточки на советских военнопленных.
С душевным волнением Ольга Олеговна читала на немецком языке сведения:
«Остроумов Борис (отчества в этих списках ни у кого не указывались), рядовой; в графе «профессия» - чернорабочий». Немцы педантично указывали, по какой специальности можно использовать пленных, - «пекарь», «сапожник», «столяр»…
Больше никаких сведений о Борисе Остроумове мы не нашли. Эти данные теперь можно добавить к музейным документам. В краеведческом музее Камышина находится много вещей, принадлежавших Л. В. Остроумовой, в том числе большой портрет красивого молодого мужчины - ее сына Бориса .
Это о них – об Иване Квасникове, о Германе Кардаше, о Борисе Остроумове и о миллионах других наших соотечественников сложены строки: «Мы были высоки, русоволосы./ Вы в книгах прочитаете как миф/ О людях, что ушли не долюбив,/ Не докурив последней папиросы». (Николай Майоров).
Ждем всех камышан, чтобы разделить с вами ваше горе и вашу радость. Будем помнить, «какою ценой завоевано счастье».