Возвращённый верующим в 1944 году, Никольский храм стал символом нравственной победы Православия, отрадой и утешением для многих людей, сохранивших и приобретших веру в годы нелёгких испытаний. И сейчас, когда на территории Волгоградской митрополии уже не два храма, как это было в 1944 году, Никольский собор сохраняет своё особое значение в духовной жизни наших современников.
Как рассказал infokam.su старший священник Никольского кафедрального собора протоиерей Алексий Кузнецов, не хватит никаких книг, чтобы описать все чудеса святителя Николая, которые произошли за полторы тысячи лет его прославления. Никольский храм Камышина – ещё одно чудо. Чудо веры, чудо смирения, чудо самоотверженной любви к Богу.
Никольский кафедральный собор г. Камышина — старейший и главный православный храм города, поэтому его масштабная реконструкция стала знаковым событием для всей области. История прихода началась в эпоху императрицы Екатерины Великой. В 1771–1772 годах в Дмитриевске (так назывался в ту пору Камышин) распространилось моровое поветрие — эпидемия чумы, унесшая множество жизней. Чтобы ограничить распространение опасного заболевания, городские власти запретили захоронение умерших при храмах, которые располагались в центре города. Под кладбище был выделен отдаленный участок «выгонной» земли, при котором была построена небольшая деревянная церковь.
22 марта 1775 года вновь построенную церковь освятили во имя Святителя Николая Чудотворца. Она стала четвертым православным храмом города. Тогда же самая протяженная городская улица, с которой верующие входили в церковные ворота, получила название «Никольская» (ныне Калинина).
Полвека усопших жителей Камышина отпевали в Никольском храме. А в 1824–1825 годах кладбищенская церковь «тщанием горожан» была перестроена в каменную. В архитектурном плане новая церковь представляла собой образец дорического ордера классического стиля. Это был однокупольный храм общей площадью 339 кв. м, с высотой купола 13 метров и вместимостью 800 человек.
Антицерковный угар 30-х годов XX века принес свои скорбные плоды. В Камышине были разобраны на кирпичи четыре православных храма. Для верующих оставили только Никольскую церковь. Но и она была закрыта в 1933 году. Через несколько лет была уничтожена и колокольня.
Здание храма уцелело, но было осквернено — более десяти лет здесь размещались хозяйственные склады. В 1944 году Иосиф Сталин разрешил открывать в стране православные храмы. По ходатайству верующих камышан Совет по делам Русской Православной Церкви 24 марта 1944 года решил, а Совет Народных Комиссаров СССР 20 мая 1944 года одобрил решение об открытии храма в Камышине.
В 2000 году бывшая кладбищенская церковь, самая маленькая в дореволюционном Камышине, стала кафедральным собором города. Настоятелем Никольского собора является митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, который благословил работу Попечительского совета. Совет возглавляет старший священник собора протоиерей Алексий Кузнецов, а в члены совета входят почетный гражданин Камышина Анатолий Хоботов, директор ООО «Финансовая компания ГЛАСС» Николай Малыгин, финансовый директор ООО «Финансовая компания ГЛАСС» Олег Жерносек и член Приходского совета собора Василий Рагузин.
В 2009 году старейший храм Камышина был полностью обновлен: установлен новый купол, высота которого составила 29 метров, сияют на солнце новые кресты, полностью заменена кровля, собор оштукатурен и окрашен. Если говорить о технологических решениях, то главный купол собран из 16 частей-«лепесков», которые образовали жесткую конструкцию весом 7 тонн. В 2010-11 годах шло возведение новой колокольни, а в мае 2011 года на нее был поднят большой благовестный колокол, отлитый на колокололитейном заводе ЗАО «Пятков и К». Его диаметр составляет 1 210 мм, а весит он 1 140 кг. Новый благовестный колокол был преподнесен Никольскому собору в дар. Со временем на колокольню были подняты и более мелкие колокола (видео).
Создавая проект обновленного храма, архитектор Ф. И. Афуксениди (г. Сочи) создал пропорции колокольни и купола по пропорциям, которые закладывались в Никольский храм в начале XX века.