Площадок для встреч в День Российской печати оказалось две: зал заседаний Делового центра и гостевой зал Дом учителя. На одной проходила жесткая дискуссия по проблемам взаимодействия власти, общества, прессы и бизнеса. На другой — дарили подарки и пели под гармонь. Тема достойна некоторых подробностей.
С утра за «круглым столом» в Деловом центре собрались виновники торжества — журналисты независимых изданий, ветераны газетного дела (справедливости ради стоит сказать, что пришла и редактор муниципального телевидения), четверо кандидатов в мэры, известные в городе бизнесмены, председатель Камышинской городской думы, начальник информационного отдела мэрии, лидеры общественных объединений города и «вольные художники» — местные писатели. Вел дискуссию председатель Камышинского местного отделения Союза журналистов России Владимир Бронченко. Чтобы представить себе ее направление и накал, воспроизведу ряд принципиальных высказываний в прямой записи.
Владимир Бронченко, обозреватель газеты «Квартиры Камышина»:
— В Камышине усилиями администрации города упрочилось понятие «оппозиционной прессы». А оно изначально неправильное. У этой немуниципальной прессы тысячи читателей. А народ не может быть для власти оппозиционным. Я считаю, слабость нынешней властной команды в том, что она не умеет слушать критику и любую критикующую ее газету сразу заносит в число врагов. А если газета не критикует, то это вообще не газета.
Олег Жерносек, финансовый директор компании «GLASS»:
— Реалии сегодняшнего общества таковы, что оно может иметь развитие только в том случае, когда сопоставляет разные точки зрения, анализирует разные подходы. Диктат в любом проявлении — это тупик. К сожалению, в Камышине есть «Диалог», но нет диалога. Нет диалога власти с бизнесом. Нет диалога власти с прессой. Нет диалога власти с интеллигенцией. И только вот такое открытое, прямое общение может помочь наладить этот диалог, может стать залогом стабильности в политической жизни Камышина.
Сергей Егоренков, директор завода железобетонных изделий, кандидат в мэры:
— Считаю, что единственно верной позицией команды администрации в вопросах взаимодействия с прессой может быть доверительность, корректность, настроенность на широкоформатный разговор.
Александр Хаценко, директор агентства недвижимости, кандидат в мэры Камышина:
— Разве это нормально, когда я, депутат городской думы, не могу переговорить с главой города по важным вопросам годами? Александр Иванович Чунаков закрыт для любого мнения, не совпадающего с его собственным. Он откровенно исповедует авторитарный стиль руководства, и это очень вредит нашей общей работе.
Николай Шипилов, предприниматель, кандидат в мэры:
— Хочу посоветовать вам, журналистам, вникать в экономические темы публикаций глубже. У вас часто сквозит «истерика» в статьях — от восторга или наоборот. А нужен хладнокровный, аргументированный анализ с точки зрения опытного менеджера. Вот чего не хватает местной прессе.
Геннадий Голишников, ветеран журналистики:
— За свою жизнь я работал со многими профессиональными журналистами. Сегодня мы приходим к выводу, что не только на уровне Камышина, но и на более высоких уровнях практически невозможно добиться реакции на выступления прессы. Никогда раньше институты власти так цинично не демонстрировали своего пренебрежения к тому, о чем пишут газеты.
Иван Иванов, спикер городской думы:
— И все-таки советую журналистам больше писать не о политике, а о людях труда. Политики приходят и уходят, а люди остаются.
Лариса Воронина, корреспондент газеты «Вояж»:
— Представим, что новый глава Камышина избран. Кто бы им ни стал, хочу заметить, что главе придется учиться разговаривать на языке не начальника, а равноправного партнера со всей прессой Камышина.
Александр Едемский, предприниматель, руководитель общественной организации «Общественный контроль»:
— В Камышине не создано никакой конкурентной среды для развития СМИ. А условия их существования должны быть равными! У нас же все наоборот. Одним власть сливает десять миллионов, другие должны придумать сами, как выживать. Но десять миллионов из бюджета — деньги налогоплательщика. И у власти есть один способ направить их редакциям: объявить конкурс на освещение проблем и оплатить услугу, выполненную наиболее профессионально.
Усман Алимбеков, публицист:
— Власть, которая работает только с приближенной прессой, неизбежно компрометирует себя и в конечном счете проигрывает.
Тамара Проскурякова, собственный корреспондент газеты «Волгоградская правда»:
— Всем нужна только правда! Только правда!
Участники «круглого стола», несмотря на горячие споры, дружно подняли бокалы с шампанским за праздник газетчиков и провели блиц-опрос среди кандидатов в мэры Александра Хаценко, Сергея Егоренкова, Ирины Масловой и Николая Шипилова: «Что в вашем понятии мэр двумя словами?». Ответы в той же последовательности прозвучали такие: достоинство, ответственность; работоспособность, взвешенность решений; интеллект, эрудиция; высокий менеджмент, чувство команды.
На встрече были приняты два обращения журналистов «За честные выборы!» ко всем участникам избирательного процесса.
Во второй половине дня торжества по случаю Дня печати переместились в Дом учителя. Говорят, исполняющий обязанности главы города Владимир Подхватилин нарушил высокий запрет и пригласил на «административный бал» журналистов и оппозиционных изданий. Событие было обставлено торжественно: с безудержно радостной ведущей, личным присутствием всех руководителей отделов мэрии. Руководители вручали призы"перьям» — самые большие подарочные сумки унесли, разумеется, авторы муниципального медиахолдинга.
Нарываюсь на очередные «комплименты» в свой адрес, но не перестаю удивляться: как чиновники не поймут, что журналистам нелепо дарить подарки за лояльность? Вот Владимир Путин отмечал в Кремле журналистов «за мужество, гражданскую позицию, умение бороться». Обнял избитого зверски, до инвалидности газетчика — защитника химкинского леса. А у нас счастливые чиновники обнимались со счастливыми журналистами, которые никогда не написали ни одного слова против этих прекрасных чиновников. Но мысли отказаться от подарочной сумки ни у кого из моих коллег не возникло. Парфеновых у нас пока не наблюдается.
Потом все ели пирожки и пели под гармошку «Ой, как ты мне нравишься, ой-е-е-ей!»…