Недалеко от Камышина, над водами широкой Волги возвышается седой великан. Его могучий профиль видно за многие десятки километров, а если забраться на его вершину, то чувствуешь себя будто парящим над степью и Волгой.
Имя этот бугор получил от татарского хана Урака, которому молва приписывала колдовскую силу. Ураков бугор, пожалуй, самый известный в России природный и исторический памятник нашего района, одно из немногих мест, где можно прикоснуться к многовековой истории, ощутить свою причастность к тысячелетнему прошлому этой земли. Тайны, легенды-небылицы о гуннах и сарматах, о старцах-раскольниках и трудолюбивых немцах, когда-то добывавших здесь ракушечник, о разбойниках и их заговорённых кладах, конечно же, будоражат воображение. А многоярусные подземелья, лазы, исторические находки лишь подогревают всеобщее любопытство. Подобные строки кочуют из одного источника в другой настолько часто, что их авторство уже смешно оспаривать: похоже, они, как и сказы про Ураков бугор, тоже становятся народным преданием.
И нет ничего удивительного в том, что идея установить на Ураковом бугре памятный знак уже не один год витала в обществе: что же всё-таки должно венчать «седой великан»? Только в один из зимних дней случайные свидетели изумлённо ахнули: «Вчера ещё ничего не было на том месте, а сегодня смотрите — крест! Откуда?»
А уж коль есть вопрос, должны быть и ответы. Сотрудники администраций Камышинского района, Верхнедобринского сельского поселения и ГУ «Природный парк «Щербаковский» были удивлены не меньше сельчан.
— Наш парк — особо охраняемая природная территория, на которой имеются ограничения на любую деятельность, — говорит директор ГУ «Природный парк «Щербаковский» Валентина Махина. — Тем удивительней и даже неправдоподобно выглядит ситуация, когда на объекте общенационального достояния вдруг проводят несанкционированные работы. Не понятно, чем руководствовались эти энтузиасты, «забыв» про административно-юридические нюансы. Хотелось бы им задать этот вопрос…
Официально «добро» на установку Поклонного креста никто не давал. Но поговаривают, что намедни втихую казаки побывали на Ураковом бугре.
— Если бы мы планировали установку Поклонного креста, то сделали бы это в соответствии с административными правилами, соблюдая территориальные границы муниципалитетов, почитая казачьи традиции и в строгом соблюдении православных канонов, — заверил атаман юртового казачьего общества «Камышинский юрт» Василий Хорохоркин. — А насколько мне известно, Поклонный крест на Ураковом бугре установлен без благословения и присутствия священника. Хотя по Уставу, определяющему границы действия того или иного казачьего подразделения, Ураков бугор — территория нашего юрта.
Логически, методом исключения (коль уж у «районного» казачества полное «алиби») переключаюсь на станицу «Дмитриевскую», которая с октября 2010 года входит в Волжский казачий округ Всероссийского казачьего округа «Всевеликое войско Донское». Следовательно, и территориальное влияние станицы ограничивается городской чертой Камышина. Вовремя на письменный редакционный запрос об инициаторах и исполнителях грандиозной затеи из администрации городского округа — город Камышин поступил (правда, пока лишь телефонный) ответ, что поклонный крест на Ураковом бугре установлен общественностью, а именно атаманом станицы «Дмитриевская» Алексеем Лётовым, с которым у нас в редакции и состоялась любопытная беседа.
В. О.: — Алексей Владимирович, что вас подтолкнуло к такому решению, чем вы руководствовались, выбирая место для установки Поклонного креста?
А. Л.: — Это не я…
В. О.: — ?!
А. Л.: — Нет, конечно, о необходимости установки поклонных крестов на въездах в Камышин говорилось давно, и на казачьих кругах тоже. Только что-то помешало это сделать.
В. О.: — Выходит, Поклонный крест, предназначенный для установки на въезде в Камышин, просто нужно было куда-то девать, и вы установили его на территории другого муниципалитета?
А. Л.: — Нет. Крест для Уракова бугра изготавливался специально в колонии, в «пятёрке».
В. О.: — Так, значит, это не спонтанное решение, и у вас, как организатора, было время на урегулирование административных вопросов, на получение благословения?
А. Л.: — Я тут ни при чём. Я всего лишь один из исполнителей. Мне сказали, я сделал. И отвечал за подготовку камней для основания креста. Устанавливали крест наши десантники.
(Забегая немного вперёд, я вынуждена опровергнуть последнее заявление атамана Лётова. Позже из достоверных источников стало известно, что 56-ая гвардейская Ордена Отечественной войны I степени донская казачья десантно-штурмовая бригада к установке креста на Ураковом бугре не имеет отношения).
В. О.: — Скажите, а чьё распоряжение вы исполняли? Письменное или устное? Кто оплатил изготовление креста?
А. Л.: — Ничего не могу сказать пока. Может, в свете пожаров прошлого года губернатор приказал в значимых местах кресты установить. Может, вместе с митрополитом они это решили...
В. О.: — Вы хотите сказать, что получили распоряжение от нашего губернатора или заручились благословением митрополита?
А. Л.: — Куда вы спешите? Вот сейчас снег подтает, освятим крест, тогда и будем выяснять, кто автор идеи, кто за него платил, кто его будет благословлять и освящать.
В. О.: — А вам не приходило в голову, что всё это нужно было выяснять до того, как приступить к работе?
А. Л.: — Вообще вся эта история мне порядком надоела и очень задевает меня чисто по-человечески. Теперь я точно возьму всё под свой контроль и доведу до ума.
В. О.: — Скажите, перед установкой Креста вы обращались хотя бы к священнику, окормляющему вашу станицу?
А. Л.: — Священники между собой-то договориться не могут! Вот мы и провели казачий круг без них.
В. О.: — А разве это не выходит за рамки казачьих традиций? Как вообще такое возможно?
Вразумительного ответа не последовало.
Вот так. Я, разумеется, не вправе оспаривать решение казаков станицы «Дмитриевская», избравших своим атаманом Алексея Лётова. Но. Не «есть хорошо», когда поступки руководителя (а в данном случае так оно и получилось) опережают его мышление. Тем более в столь серьёзной организации, призванной быть опорой местной (и в целом государственной) власти. И совсем скверно, когда этот руководитель не в состоянии взять на себя ответственность за свои же непродуманные действия. Авторитет многих людей страдает, знаете ли.
Получается, что даже те, кто призван возрождать национальные традиции, может и вовсе не иметь понятия о том, что же он взялся возрождать. Чаще всего когда люди чего-то не знают, то не стесняются спрашивать специалистов, как правильно сделать. В конце концов, существует немало добрых примеров, на которых можно поучиться. В последние годы по духовной потребности и инициативе жителей нашего района, с благословения Церкви, по согласованию с местными властями (поселений и района) на добровольные пожертвования сельчан и органов территориального самоуправления установлены Поклонные кресты в Галке, Нагорном, Дубовочке, Антиповке и других местах.
— Поклонные кресты, обозначая собой какие-то памятные и знаменательные места, служат верующим местом для молитвы, напоминанием всем приходящим и проезжающим о необходимости покаяния, нравственного очищения, жития по законам добра и любви к ближним, — даёт разъяснение благочинный Камышинско-Михайловского округа протоиерей Анатолий Карпец. — Придорожные, межевые кресты устанавливаются у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния, души и совести.
Поклонные кресты устанавливаются благочестивыми людьми с разрешения органов местного самоуправления и с благословения приходского священника, на территории которого планируется установка данного креста. Количество поклонных крестов на территории поселений или вдоль автодорог должно быть разумным. И как было выше сказано, крест есть святыня, а к святыне надо относиться соответственно. По конкретному вопросу установки поклонного креста на Ураковом бугре могу заявить, что ни к настоятелю Прихода Святителя Тихона Патриарха Московского селе Верхняя Добринка Камышинского района иерею Александру Илюхину, ни ко мне как к благочинному Камышинско-Михайловского округа никто не обращался. С одной стороны, радостно, что находятся люди, которые проявляют добрые намерения, а с другой, огорчает то, что эти люди поступают самочинно. Тем самым проявляют неуважение как к светской, так и к духовной власти. Молю Бога, чтобы Господь даровал всем делающим добрые дела мудрость, любовь и уважение друг к другу и ко всем людям, — завершает послание о. Анатолий.
И всё-таки уже полтора месяца стоит на Ураковом бугре Поклонный крест.
— Сейчас туда добраться очень трудно: много снега, — говорит настоятель Прихода Святителя Тихона Патриарха Московского иерей Александр Илюхин. — Конечно, теперь нужно подождать, пока распогодится. Сама по себе идея установки Поклонного Креста на Ураковом бугре замечательная и с исторической, и с духовной точек зрения. Находясь за церковной оградой, Поклонный Крест как бы идёт навстречу людям. Посланец Церкви в миру, символический мост, соединяющий Небо и землю, он напоминает нам о главном, являясь символом победы жизни над смертью.
Смущает другое: недопонимание того, что существуют административные границы, того, что Церковь — не аморфная единица. В Церкви всё иерархично. Руководством, определяющим её жизнедеятельность, являются древние каноны, отступать от которых нельзя. Молодецкой удали, граничащей с хулиганством, в духовных делах не место. Хотя и этому поведению есть объяснение. В докладе на Архиерейском Соборе, состоявшемся в начале февраля этого года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, сказал: «Казачество — это многомиллионное, хотя и неоднородное сообщество, которое в качестве одной из своих неотъемлемых ценностей декларирует приверженность Православию. Однако, к прискорбию, в наше время некоторые казаки идут не в храм, а мимо храма. А потому нам предстоит большая работа по воцерковлению казаков, а также по координации сотрудничества Церкви и казачьих организаций». Я считаю, что эти слова равнозначно можно отнести ко всему нашему обществу. Многим нужно приложить ещё немало усилий, чтобы научиться глубоко чувствовать православную веру, знать и соблюдать каноны, жить во Христе
Что остаётся добавить? Ещё раз посетовать, что доброе по своей сути дело получило такое непродуманное исполнение. Всё вышло как-то серо и буднично, а мог бы получиться настоящий праздник. Впрочем, всё ещё можно исправить. К Пасхе обязательно потеплеет. Бог даст, соберёмся вместе и чиновники, и казаки, и сельчане, пригласим отца Анатолия и сделаем всё так, как и должно быть. Бог распростёр на Кресте Свои пречистые руки, как бы обнимая всё человечество. Бог желает спасения всем людям, всех призывая к Торжеству Своего Воскресения. Будем готовиться к празднику и мы, так же как и наши предки: постом и молитвой. Приятного поста вам, дорогие селяне, — заключил о. Александр.