В 1991 и 1994 годах на севере Волгоградской области — в Камышине, Быково и Жирновске были зарегистрированы подземные толчки.
— Как и отчего? — изумились многие волжане. — Ведь мы живем не где-нибудь в горах!
Однако не все так просто… Когда проводились бурения для строительства Волжской ГЭС, была обнаружена разница геологических пластов, что, по мнению специалистов, однозначно констатирует: глобальны землетрясения на нашей территории случались не единожды — правда, миллионы лет назад. А возможен ли повтор подобного страшного сценария?
— Наша область находится на окраине геологической платформы, — прокомментировал ситуацию профессор Российской экологической академии Виктор Брылев. — Близость Кавказских гор и Прикаспийской впадины создает предпосылки для землетрясений. Поэтому вопрос об их возможности до сих пор открыт.
Недавнее колебание моста через Волгу в Волгограде заставило жителей области задуматься о сохранности их домов. Наука констатирует: вероятность землетрясения в Волгограде интенсивность в 8–9 баллов невысокая, но она есть.
Между тем, в Управлении МЧС Волгоградской области имеется официальный прогноз Российского экспертного совета прогнозирования землетрясений и оценки сейсмической обстановки в нашем регионе. Из него следует: усиление сейсмической активности возможно на территории восточной части Северного Кавказа, к которому относятся Волгоградская и Астраханская области. Но, как уточняют в МЧС, значительное землетрясение может произойти лишь раз в пять тысяч лет.
— Не так давно для Камышина научным институтом был разработан «Паспорт безопасности города», — рассказал начальник Управления ГО ЧС г.Камышина Александр Чеботарев. — Согласно паспорту Камышин и район не относятся к сейсмически активным зонам. Минимальная сейсмическая активность регистрировалась всегда, но ведь мы обитаем на «живой» планете. Мало того, слухи о возможном затоплении Камышина в случае разрушения ГЭС в Саратовской области, также не имеют под собой основания: все ГЭС возведены сейсмически устойчивыми, а наш город расположен на высоком берегу и не подвержен наводнениям. Нас в МЧС гораздо больше заботит разлив, например, той же Иловли в паводковый сезон. А Камышин, как стоял на высоком берегу при Петре I, так и остался на нем, даже несмотря на подъем воды в Волгоградском водохранилище.