1942 год. Огненный, страшный… Линия фронта — на берегу Волги, за которой «для нас земли нет». В этот год Анна Степановна Попова пошла добровольцем в действующую армию. Повестка о призыве пришла за неделю до ее 18-летия. Первый бой санинструктор Анна приняла в 1943 году, когда в составе войск Третьего Украинского фронта (137-ой гвардейский стрелковый полк 47-ой гвардейской стрелковой дивизии 8-ой гвардейской армии) форсировала Днепр.
— Переправлялись через Днепр кто на чем: на плотах, на досках, на пустых бочках. Но смогли переправиться и закрепиться на плацдарме. Как враг только ни пытался нас отбросить назад — бомбил, обстреливал из орудий. Но мы выстояли… Раненых было очень много, — вспоминает события Анна Степановна.
Именно за форсирование Днепра и боям на плацдарме Анна Степановна получила первую боевую награду — медаль «За боевые заслуги».
Белоруссия, Украина, Польша
Зимой 1943-1944 года Анна Степановна едва не попала в плен. «Пошла проведать раненных на передовой, — вспоминает ветеран. — Взяла в руки полевой кабель, который использовался для связи, и пошла по нему. Подхожу к окопам и слышу немецкую речь. Хорошо, что было уже темно. Да еще метель кружила. Развернулась я — и бегом назад! Потом оказалось, что связисты не успели кабель свернуть».
После освобождения Днепропетровска часть, где служила Анна Попова передали Первому Белорусскому фронту. В его составе фронта Анна Степановна участвовала в операции «Багратион» — освобождение Белоруссии. Воспоминания до сих пор терзают душу: «Чего мы только не насмотрелись в Белоруссии. Сожженные вместе с жителями села. Братские могилы расстрелянных фашистами людей».
Освободив Белоруссию, войска Первого белорусского фронта форсировали с боем реку Буг. На Буге Анна Степановна вынесла из-под огня противника командира взвода Озьмука. Подвиг санинструктора был оценен медалью «За отвагу». Вспоминая бои, Анна Степановна рассказала и такой случай:
«В ходе наступления командир роты и я пошли по окопам, недавно отбитым у немцев. Заходим в блиндаж, а там несколько солдат во вражеской форме. Комроты скомандовал «Хенде хох!». А один из немцев в ответ: « Сейчас тебе будет хенде хох». И поднимает автомат. Хорошо командир не растерялся и срезал их одной очередью. Потом выяснилось, что это были власовцы».
Потом была Польша. Вспоминая бои за освобождение, Анна Степановна с гордостью признается, что поляки встречали советских солдат как освободителей. Очистив Польшу от фашистов, полк, в котором служила Анна Попова, вступил на территорию Германии.
— Немецкое население сначала бежало от советских войск к Берлину, — вспоминает Анна Степановна. — Однако, когда там перестали принимать беженцев, они стали возвращаться. Нам строго запретили что-либо брать. Даже ходить по одному запретили.
В апреле советские войска подошли к Берлину и начали штурм. Участвовала в штурме вражеской столицы и Анна Степановна. В Берлине на позиции 157-го гвардейского полка прибыл маршал Жуков. Там же была награждена Анна Степановна второй медалью «За боевые заслуги». «Жукова видела как вас сейчас. Когда он позиции осматривал, был сильный обстрел — видно разведка врага сработала» — делится она воспоминаниями.
Победа!
Анна Степановна за долгую жизнь пережила много радостных и горьких минут. Но до сих пор в ее сердце живет великая радость, которая окрылила всех при вести о капитуляции фашисткой Германии. «Когда объявили о капитуляции — была такая радость! — рассказывает ветеран. — В небо стреляли из всего, что можно. Жаль было многих, кто не дожил. Особенно комбата нашего героя СССР Плотникова. Он был нам как отец. Бои идут, а он следит, чтобы мы были обуты, одеты, накормлены. Погиб от шальной мины в 1944 году». Потом, после капитуляции Анна Степановна оставила собственноручный автограф на стене поверженного рейхстага.
Вспоминая военные годы, Анна Степановна подчеркивает бережное отношение солдат к женщинам, которые служили вместе с ними: «Было трудно, особенно на передовой. Бойцы меня берегли, называли Анкой. Как вернутся из атаки, или мы их догоним, — так какую-нибудь безделушку в подарок передают…»
Во время боевых действий Анна Степановна попадала и на гауптвахту. Об одном случае она вспоминает с улыбкой: «К нам для наступления прибыли танки. Танкисты меня и мою сослуживицу пригласили на танцы. Мы пошли, но никого не предупредили. Когда вернулись в расположение, командир нам выписал по трое суток ареста. Отбывали наказание сначала в пустой конюшне, а потом шли вперед в боевых порядках полка».
После Победы Анна Степановна была демобилизована и направлена домой, в Среднюю Азию. Момент возвращения домой заснял фотограф, а позже эта фотография была опубликована в мемуарах Георгия Константиновича Жукова «Воспоминания и размышления».
После войны Анна Степановна вышла замуж за ленинградца-блокадника, с которым познакомилась в госпитале. Работала в партийных органах. А после распада СССР и «парада суверенитетов» перебралась в Камышин и нашла своего однополчанина. С Вениамином Родионовичем Мельниковым она воевала в 1943 году. Внук живет в Новгороде. О чем сожалеет Анна Степановна, так это о том, что здоровье уже не позволяет встретить День Победы, выйдя на улицу.
«Помню в войну, форсируем реку зимой, — рассказывает она. — Лед где проломлен снарядами, где его просто нет. В мокрых шинелях выходили на берег и воевали. А ночью шинели как ледяной панцирь и… не болели. Наверное, некогда нам было болеть».
Действительно, было некогда. Какие простые и великие слова... С праздником вас, Анна Степановна! С праздником Великой Победы, дорогие ветераны! Здоровья и благополучия вам. Спасибо за Вашу Великую Победу!