— В последнее время в Камышине и других городах Поволжья появилось множество магазинов и частных контор, оказывающих «услуги Фэн-Шуй», — рассказал infokam.su священник села Верхняя Добринка Камышинского района Александр Илюхин. — Если спросить, что же такое Фэн-Шуй, в ответ, скорее всего, прозвучит что-либо вроде «это древняя китайская наука, дарующая мир и благополучие». Последователи Фэн-Шуй любят подчеркивать, что их учение чисто научно, не является сектой, не противоречит ни одной религии.
Давайте попробуем разобраться, так ли это? А поможет нам в этом сайт саратовской епархии: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2857&Itemid=181.
Фэн-Шуй появился в России относительно недавно. Последователи данного учения верят (иначе как верой это убеждение назвать нельзя), что цвет, форма, расположение предметов в помещении влияют на здоровье и благосостояние находящихся в нем людей. Они аттестуют Фэн-Шуй как «инструмент для выполнения людских желаний». «Наш дом — это живой организм, который выполняет роль посредника между нами и Вселенной. Меняя энергетику дома, можно добиться невероятных результатов: добиться успеха и славы, богатства, улучшить отношения в семье и т. д.» — сообщается в одном из пособий по Фэн-Шуй. Хотя «фэншуевцы» утверждают, что их учение — наука, не содержащая в себе религиозного элемента, это, увы, опровергается фактами. Человека опытного уже насторожит (если не сказать — возмутит) название одной из школ Фэн-Шуй: «Школа черной секты неортодоксального тантрического буддизма».
Человеку неискушенному придется пояснить разницу между наукой, религией и магией. Наука оперирует объективными фактами, обязательно подтверждаемыми экспериментально. Религия и магия опираются на готовность людей поверить в существование нечеловеческого разума. Религия учит, что этот Разум выше человеческого, а значит, Его можно только просить о каких-либо наших нуждах и ждать Его реакции на просьбу как милости. Магия же, в отличие от религии, считает, что с помощью определенных действий (ритуалов) можно заставить этот разум выполнить человеческое желание, какой бы бесполезной прихотью оно ни было. Отличие магических культов от традиционных религий в том, что магия смотрит на культ механистично: результат зависит от правильности совершения ритуала («нажми на кнопку — получишь результат»). Если в учении не присутствуют молитвы-просьбы, а есть заговор, «ключ», мантра или другая форма приказа, то это — проявление магичности. Магическое мировоззрение представляет отношения человека и Бога не как органическое взаимодействие, а как механическое действо, которому не место между человеком и Богом. Вот и Фэн-Шуй пытается выполнением каких-то ритуалов заставить «внешнюю силу» служить себе. В стихотворении одной дамы, недавно увлекшейся Фэн-Шуй, есть строки, описывающие ее «перерождение»:
Изменяясь под влиянием силы извне,
Я покланяюсь низко своей судьбе…
Эти строки показательны: сначала человек думает, что заставляет «внешнюю силу» служить себе, а после не замечает, как сам оказывается под ее влиянием. Ведь не даром в христианской традиции сатана называется «отцом лжи». Такая тактика позволяет ему подчинить себе человека.
Лидеры Фэн-Шуй утверждают, что «дарят человеку счастье». Только счастье у них слишком уж странное: сплошь материальные блага. Невольно возникает вопрос: почему же китайцы, которым приписывается происхождение Фэн-Шуй, до сих пор не стали поголовно здоровыми и процветающими? Неужели современному человеку больше ничего не надо? Неужели мы живем одним днем, не задумываясь о смерти и дальнейшей участи? Кстати, «фэншуевцы» верят в популярную ныне теорию реинкарнации (между прочим, она религиозна по своей природе). Наверное, их счастье состоит в том, чтобы в каждом очередном воплощении жить богаче своих соседей. Но для богатства в следующем воплощении надо еще в нынешнем сделать… некоторое пожертвование для Фэн-Шуй. Совсем немного — рублей семьсот за обучение первой ступени. После прохождения этого курса (оплата за каждую ступень отдельная — а вы что думали?) надо продвигаться выше и выше по лестнице совершенствования. Ну, а раз совершенствования больше, то и жертвовать надо пропорционально. Так что Фэн-Шуй — очередная форма вымогательства у легковерных людей, а по религиоведческой классификации — магический культ.
С точки зрения Церкви, человека, занимающегося Фэн-Шуй или разделяющего идеи этого учения, нельзя назвать православным: ведь он ищет поддержки от бесов, а не от Бога, прибегает к магии, неоднократно осужденной и запрещенной Церковью.